13 советов начинающим преподавателям РКИ

Apr 28, 2016 23:03

Originally posted by marjulia at 13 советов начинающим преподавателям РКИ
  1. Нередко встречаешь такие комментарии: "Я прочитал(а) кучу методичек, прослушал(а) лекции ведущих преподавателей, но так и не понял(а), с чего начинать, как начать заниматься с иностранцем, как приступить к урокам". Мой совет: "Начните с начала и вы не ошибётесь". Начало - это алфавит и правила чтения.



2. Другой часто задаваемый вопрос: "Где найти учеников?!" Чтобы найти себе учеников, вам нужно разместить своё резюме на специализированных сайтах, разослать его по языковым школам. В CV не забудьте подчеркнуть свои коммуникативные навыки, знание иностранных языков, опыт общения с иностранцами. Зарегистрируйтесь в социальных сетях, лайкните странички для экспатов, вступите в группы по языковому обмену, и вам обязательно посчастливится.

3. Следующая проблема: "Какой учебник взять и где его найти?" Если лет 5 назад, а уж тем более 10 найти необходимую книгу или ресурс было сложно: отсутствовало такое многообразие материлов, а главное, они не были столь доступными, как сейчас, - то теперь возникли обучающие сайты, образовательные порталы, массу пособий можно скачать, купить у издательств по приемлемой цене, заказать доставку. Куда деть эту информацию, как не утонуть в ней? Взвесьте ситуацию, оцените то, чем вы располагаете, сделайте выбор.

4. Непрерывно повышайте свою квалификацию. Развивайтесь сами, учите иностранные языки, ознакомьтесь с родным языком вашего ученика. Набирайтесь опыта, совершенствуйтесь, берите на заметку, что делают другие преподаватели; адаптируйте, применяйте, отмечайте плюсы и минусы, берите лучшее. Ваш профессионализм - залог успеха. Обогащайте свои знания. Разбирайтесь во всех тонкостях и нюансах русской грамматики, будьте наблюдательны и внимательны к оттенкам значений. Для преподавателя на первом месте должен быть сам язык. Карты, карточки, картинки, шутки, игры, прибаутки, песни, фильмы, сценки, пантомимы, проекты и дискуссии - это лишь красочная обёртка, вершина айсберга и будут хороши и эффективны только тогда, когда преподаватель владеет системой языка и ясно представляет себе, зачем он использует определенный приём и для чего предлагает на уроке тот или иной материал. Итак, будьте лингвистами.

5. По-разному формулируйте цель урока для себя и для студента.

6. Любите грамматику, ведь "грамматика учит говорить", а ещё она логична и очень увлекательна. Для большинства так называемых исключений можно найти правило и привести всё в систему. Некоторые темы работают как математические формулы: вспомните оппозиции глаголов движения (идти - ходить) и видов глагола (покупать - купить).

7. Учёба - это труд, совместный труд преподавателя и студента. Не ждите чуда. Только благодаря упорной работе вы добьётесь результатов. Научить нельзя, а научиться можно. Делу - время, а потехе - час.

8. Сделайте из занятий весёлую игру. Не старайтесь передать вашему студенту все знания, которые есть у вас. Будьте психологом, чувствуйте вашего ученика, выясните его цели. Вполне возможно, он вообще не готов воспринимать грамматику и заучивать правила (в силу разных причин: занятости, возраста, потребностей). Не загружайте его сложностями и упражнениями на отработку разных форм и значений. Даже если на одном уроке он это запомнит, к следующему занятию всё равно всё забудет, потому что ему это не нужно и не интересно. Non progredi est regredi. Повысьте эффективность своих занятий иным способом. Ищите яркие образы, меньше текстов, не объясняйте грамматику, забудьте о ней, больше разговаривайте, слушайте, рисуйте, описывайте картинки, смотрите видео, играйте, обсуждайте всё подряд (это получается даже на элементарном уровне, если вы нашли общий язык с вашим студентом) и наслаждайтесь процессом. Большинство людей - визуалы. Один мой ученик говорил, что грамматику он может понять и запомнить только через образ, атмосферу занятия и стиль преподавателя. Даже одежда и аксессуары играют роль. Пусть учение будет развлечением!

9. Не обязательно быть филологом, лингвистом или педагогом, чтобы преподавать РКИ. Не обязательно и самому владеть иностранными языками. Одни из лучших уроков, которые мне удалось увидеть, проводили экономисты, врачи, математики, юристы по первому образованию. Здесь самое важное - желание и любовь  к своему новому делу. И быть немножко актёром. А в процессе работы приходят и опыт, и необходимые знания. Docendo discimus.

10. Оптимизируйте учебный процесс с помощью программных обеспечений и приложений для компьютеров, смартфонов, планшетов, которые помогают делать увлекательные уроки; используйте интерактивную доску, программы-оболочки для создания упражнений, живых презентаций. Всё это позволит разнообразить занятие как в аудитории, так и по скайпу. На уроке в XXI веке без этого нельзя обойтись.

11. Будьте методистами. Имейте здравый смысл. Научитесь при необходимости перекраивать структуру учебника, пропускайте не нужное или, на ваш взгляд, не уместное (странный юмор, однобокое представление российских реалий, к примеру), забегать вперёд, сочетать разные книги, дополнять недостающее, находить тексты в интернете. Учебник используйте как ориентир, программу, чтобы поставить цель и достичь нужного уровня. Учитывайте интенсивность уроков, концентрацию часов, быстроту, память, желания, ожидания и потребности вашего ученика. У любого учебника есть достоинства, извлеките из них максимальную пользу.

12. Помните: лучший отдых - это смена деятельности. Один из моих студентов, который приехал в Россию учиться в магистратуре, говорил: "На уроках я устаю, потому что всегда сижу. На работе легче: там я не только сижу, но и хожу, а ещё езжу на машине контролировать работу на объекте". А потому: меняйте виды деятельности: говорите, пишите, читайте, слушайте, пойте, вставайте, садитесь, ходите, выполняя различные задания. Так мозг не будет сильно переутомляться. Не только на уроках с малышами можно делать разминку. Взрослым она тоже необходима, ведь взрослые - это высокие дети.

13. Больше говорите, говорите обо всём, что вас окружает. Внимательно и терпеливо слушайте собеседника. Когда он совершает ошибку, дайте ему возможность исправиться самому. Переспрашивайте, поддерживайте, рассказывайте, интересуйтесь. Не правда, что на занятии трудно создавать ситуации естественного общения, вся наша коммуникация на уроке естественна, любая мелочь может породить интересный разговор. А это то, ради чего мы (и преподаватели, и студенты) приходим в аудиторию :-)



Previous post Next post
Up