Название города Кронштадт у меня всегда было на слуху. Потенциально я понимал, что это место важное и исторически значимое. Но, что конкретно остров из себя представляет, понятия не имел. Поэтому на выпавший свободный денек я своим сказал, что мы поедем в Кронштадт. Как и знакомство с Петербургом, все проходило в слепую, без каких-либо определенных мест, которые можно было посетить. Эх, все-таки надо было подготовится...
Отличная дорога КАДа ведет нас на запад от Санкт-Петербурга. А ведь, еще меньше чем 20 лет назад, на остров можно было попасть только водным путем. Но, это не просто дорога: она проходит по
комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Включает в себя 11 защитных дамб, 6 водопропускных сооружений, два судопропускных сооружения, общей протяженностью 25,4 км. С южной стороны острова Котлин (а именно так называется остров, на котором расположен Кронштадт), в 2011 году открылся туннель под Финским заливом, протяженностью 2 км, в рамках возведение того самого комплекса. В общем, если прикинуть масштабы, то грандиозность всего строительства внушает! Это все понятно: на протяжении всей истории города, Санкт-Петербургу постоянно угрожают наводнения. Со времен основания было зафиксировано 305 наводнений, 3 из которых - катастрофические.
В декабре 2011 года, по причине возможной угрозы наводнения в городе, была закрыта одна из дамб, из-за чего в порт не могли зайти больше 10-и крупнотоннажных судов. Среди них был пассажирский, на борту которого было 1300 человек.
Собственно, мы уже в Кронштадте на Петровской пристани.
Несмотря на то, что Котланская гавань была узкая и мелкая, царь добился, чтобы эта пристань стала лучшей и самой безопасной в мире стоянкой кораблей. Работа велась около 10 лет. Даже пленных шведов привлекали к строительству.
Кронштадт появился, на мой взгляд, интересным образом. С XIV века остров Котлин был поделен между Новгородской землей (позднее Россией) и Швецией. в XVII веке остров перешел шведам. А в 1703 году, шведские корабли ушли в незамерзающие порты, и Петр I за один год возвел там крепость. Ничего не подозревавшие шведы следующей весной, подходя к заливу, сильно удивились, когда обнаружили, что к Невской губе теперь им хода нет, и остров свой они потеряли.
Датой основания города считается 1704 год. От Петра I он получил название Кроншлот, что по голландски означает коронный замок. За всю историю, мимо него не прошло ни одного вражеского судна. Настолько удачным было расположение города.
До 1996 года, город был закрыт для посещения.
Первый памятник Петра, где он представлен во весь рост. Установлен в середине XIX века по приказу Николая I, в честь победы под Полтавой. Находится в центре Арсенального плаца в Петровском парке.
Прогулявшись по парку и пристани, мы немного покружили по жилым районам, которые нам показались безжизненными и поехали назад, заехав на противоположную сторону острова, где оказался песчаный пляж.
По пути в Кронштадт, мы заметили интересное, как нам показалось издалека, место. После пляжа, мы отправились именно туда.
Это оказался один из многочисленных фортов острова Котлин. Все они построены в разное время для защиты Санкт-Петербурга от нападения со стороны моря.
Положение форта на карте.
Северный форт №1. Заложен он в 1860-м году на искусственном острове, снабжался катерами и баржами. Во время модернизации в 1900-х годах, он был соединен с островом Котлин дамбой. До недавнего времени форт был закрыт, в нем находился патронный склад.
Все что осталось от дальномерного павильона. Меньше чем 10 лет назад, здесь еще было, хоть какое-то сооружение. Сейчас здесь только руины - все металлические конструкции разобраны местными и сданы на металлолом (скорее всего).
Колючая проволока, натянутая по всему периметру.
Один из двух дотов.
Вход на нижний этаж состоит из двух проходов, получил название "
Сквозник". Служит для сохранения внутреннего помещения от близкого взрыва боеприпаса и его взрывной волны.
Укрепление на северной части острова.
И злость, и грусть испытываешь после посещения таких исторических памятников мирового значения. Все стены расписаны граффити, везде все загажено и замусорено. От укреплений и дотов остались только руины. больше века форт не то, что сохранялся, а усовершенствовался и модернизировался! А за каких-то 10 лет от него, почти, ничего не осталось. Несмотря на то, что с 1990 года форт является объектом наследия ЮНЕСКО.
В 2011 году прошли торги между частными лицами, на право арендования фортов на 9 лет без архитектурного вмешательства. Хоть бы кто-нибудь из них внес вклад в историю, и вместо различных вечеринок, сделал бы отличный музей!
Возвращались мы по из Кронштадта по южной стороне, через новый туннель. Случайным образом заехали на
ЗСД , где немного были обеспокоены платой за проезд, но если сравнивать те 30 р (или сколько там) отличный ровной дороги и 220 р платного участка в Псковской области .... Нет, я лучше промолчу :).
Обязательно при первой же возможности посещу еще раз Коронный город. Почувствовать запах военной истории, рассмотреть, что не рассмотрели в этот раз, полазить по дотам и хранилищам фортов, чтобы проникнуться военной значимостью и мощью Кронштадта.
Я во
ВКонтакте,
Фейсбуке,,
твиттере и
инстаграме. Буду рад новым друзьям!