По Беларуси редко путешествуют рационалисты. Им здесь сложно. Не могут они насладиться тем, что нельзя увидеть и загрузить в инстаграм. Европа на этот счет выглядит аппетитнее: замки, крепости, дома каменные, брусчатка полированная. Эдакие пирожки на прилавке. Увидел. Захотел. Купил. Сфоткал и съел. Все просто, никакой смекалки.
В «Синеокой» так не выйдет. В ней жизнью наслаждаются только мечтатели и фантазёры. Ведь только такие люди смогут увидеть улицу «хрущевских» пятиэтажек и представить, как пару веков назад тут стояли вычурные особняки, а за прудом, где сейчас пустырь и свалка, находился дворец с колонами и зимним садом.
Беларуская история в каком-то смысле иррациональна. Она напоминает огромный грузовик с открытым прицепом, из которого на резких поворотах постоянно вываливается всё ранее накопленное. Пусть говорят, что история не любит сослагательного наклонения. Но совершенно не получится вернуть утраченные по дороге знания тому, кто не способен мечтать и спрашивать Вселенную: «А что, если бы…». Основная беда наступает тогда, когда человек не знает своей истории и не хочет ее знать. Без этого желания все эти «а вот если бы» - набор пустых слов, которые, в свою очередь, человеку мечтающему, дают силы думать и сомневаться, дают силы мыслить и творить.
К сожалению, в нашей стране инициатива безжалостно бьёт инициатора. Верные исполнители куда ценнее желающих докопаться до сути. Поэтому изучение истории находится в руках энтузиастов и любителей (от слова «любить»), не принимающих общепринятую стабильность. Результаты этой, не побоюсь, творческой работы потихоньку приобретают материальную форму, в виде исторических памятников и своеобразных «мест силы». И теперь уже они привлекают новых мечтателей, которые в один солнечный день, взяв в руки фотокамеры, присели за общим столом. «Мы налиблогеры!» - сказал один из них. С этого момента и началось изучение потайных уголков Новогрудчины… С этого момента еще сильнее возросло желание докопаться до сути…
- Новогрудская мечеть, 1855 г. История беларуских мусульман интересна и немного запутанна. На поверхности лежит Золотая Орда и её набеги на Европу. Только иго так и не смогло взять Великое княжество Литовское. При этом в средневековой Беларуси жило 40 тысяч татар. Тут на сцену должны выйти почитатели Игры Престолов, способные в один миг спроецировать сюжетные интриги, стратегии и заговоры на историческую ленту событий. Если все пересказывать, то выйдет отдельная статья. А если к сути, то параллельные войны с крестоносцами и раскол в Золотой Орде позволили литовским князьям взять на военную службу такое большое количество «иностранцев» и «прописать» их на своих землях.
- Во времена Советского союза вместо мечети был жилой дом. Восстановлена местными жителями.
- Новогрудский замок, XIII век. Наглядной символ беларуской самоидентификации. Глядя на руины и халтурную консервацию постоянно в голове звенит вопрос: «А что если бы…». Художник и, да простит меня, мечтатель Павел Татарников ответил на него своим рисунком.
Рисунок Палва Татарникова.
tatarnikov.com - Любчанский замок, XVI век. Был сильно разрушен казаками, воевавшими на стороне русской армии в русско-польской войне, а в Советское время полностью разорен.
- Фольварк Хрептовичей «Мурованка», 1870 год. Говорят, что в конце XIX века в быту некоторых деревень ходило выражение «Вот бы жить, как в Щорсах». В Местечке был дворец XVIII века, парк, пруды, библиотека в 15 000 томов, церковь и школа. В имении производили сельский транспорт и кирпич, занимались животноводством, севооборотом, делали «швейцарский» сыр, вино и масло. А потом - Первая Мировая война, СССР и «привет» колхозам.
- Старая коптильня на территории школы.
- Могила Адаму Пусловскому и его матери Евелине. Смею предположить, что он был настоящим мечтателем, раз отказался от безбедного будущего ради возможности помочь восстанию Калиновского. Адам сражался лишь один день. Попал в плен. Был расстрелян. Крест стоит полтора века. Наверное, повезло, что находится на отшибе. Увидеть его можно, свернув с трассы Щорсы-Любча к кооперативу «Принеманский».
- Троицкая церковь в деревне Березовец. Если честно, не люблю я фразу «Место силы». Звучит она для меня напыщенно, что ли. Но другой формулировки я так придумать и не смог. Говорят, что церковь построили в начале прошлого столетия, там же - в начале прошлого столетия - её разрушили. Сейчас тут чисто, аккуратно, под так называемым куполом местная бабуля сажает цветы и полет сорняки. За стенами храма за густыми кустами и деревьями находятся несколько могил, также хорошо убранных. «Тут поляки какие-то лежат»,- сказал нам местный дед. И что-то во мне ёкнуло. Непонятно стало в голове. Люди своими силами сохраняют то, чего почти даже не было и ухаживают за могилами тех, кого даже не знают. «Место силы» - не иначе.
Как сказал один мудрый человек: «Чем больше мечтаешь, тем больнее воспринимаешь реальность». Как же так вышло, что по щелчку пальцев вся территория Беларуси наполнилась верными исполнителями, утративших способность мечтать и сомневаться? Вот теперь и стоим мы у того самого огромного пустого грузовика. Радуясь его наличию, вместо того, чтобы разобраться, где же его содержимое. А хули поделать, такова реальность.
Партнер изучения Новогрудчины -
ТМ Налибоки.
Опубликованная ранее статья о Новогрудке:
Наваградак или Новогородок или Новогрудок - по тропам истории____________________________________
Добавить в друзья в ЖЖ ВКонтакте,
Фейсбук,
инстаграм