Пробки и социализм

Dec 23, 2007 23:47


К вопросу о решении проблемы транспортных пробок при социализме
Сделал некоторые наброски за выходные - просьба читать и критиковать. Облагороженный, дополненный, переработанный и т.д. вариант будет по результатам обсуждения, буде оно окажется конструктивным.

социализм, марксизм, плановое хозяйство, теория, авто

Leave a comment

_iga December 26 2007, 00:41:38 UTC
Если не считать проавтомобилисткого введения, по-моему, хорошая статья.
Возражений пока что не придумывается. За исключением оговорки "...в практике построения капитализма" :-)

А к введению замечу:

> Понятное дело, что в таком случае получится противодействие автомобилистов (которых только в Москве 2 млн.) новорожденной советской власти, в том числе и со стороны пролетариата.

Думаю, это противодействие будет иметь место в любом случае.
Часть работников будет вынуждена сделать выбор - им важнее социализм или личное автовладение. Второе объективно является тормозом на пути социалистического строительства - в том числе и в условиях Вашей системы сокращения трафика.

> Представим, рабочий, накопивший при капитализме на какую-нибудь Ладу Калина, лет через пять после революции, обнаруживает, что с производства сняли постоянно летящий усилитель руля. А новую машину не купить, ибо производят мало и дорого? Какой он вывод сделает - "при буржуях было лучше, у меня была машина", и этот факт станет при каждом временном отступлении перед рынком (а практика показывает, что их может быть очень и очень много в практике построения капитализма) оружием против коммунизма, и оружием серьезным.

По-моему, это глупое оружие. Аргумент легко парируется "при буржуях у тебя была машина, и ты стоял на ней ежедневно в пробках". При желании можно развернуть производство документальных фильмов с кадрами сегодняшней Москвы, поднять медицинскую статистику, статистику ДТП и т.д. В общем, тут существуют рациональные аргументы.

Кстати, есть шанс, что возможность пользоваться ненаглядной Ладой-Калиной у рабочего отнимут ещё при капитализме, и революционерам не придётся брать этот "грех" на душу. Вот, например, свежая новость из Осло. Аналогичные меры действуют в Стокгольме, Лондоне.

Между прочим, это упрёк статье - проблема рассматривается только "при социализме", и игнорируются возможные решения в рамках капиталистических отношений ( "автор не знает ничего о зарубежном опыте. Иначе говоря, проблема пробок может быть решена и при капитализме").

Лично я в такое решение в РФ не очень-то верю, но в принципе не исключаю.

Reply

rexy_craxy December 26 2007, 00:49:52 UTC
> По-моему, это глупое оружие. Аргумент легко парируется "при буржуях у тебя была машина, и ты стоял на ней ежедневно в пробках". При желании можно развернуть производство документальных фильмов с кадрами сегодняшней Москвы, поднять медицинскую статистику, статистику ДТП и т.д. В общем, тут существуют рациональные аргументы.

Хм... Если бы недовольство дефицитом пресловутой колбасы так легко "парировалось" напоминанием о преимуществах социализма, -- хрен бы Советская власть пала. Тут Бортник прав, нельзя шкурную сторону недооценивать. Рост потребностей, обратная сторона роста производительных сил, однако.

Reply

_iga December 26 2007, 00:57:16 UTC
А разве советская пропаганда делала попытки парировать дефицит колбасы?
Нет, в лучшем случае он преподносился как "отдельные недостатки", "кое-кто у нас порой" и т.д. Да и затруднительно его чем-то парировать: выпуск колбасы не имеет сильных отрицательных экстерналий, в отличие от автомобилизации.

Reply

rexy_craxy December 26 2007, 01:07:25 UTC
Да не в колбасе же дело. Просто у обывателя опять будет повод думать: "а вот у буржуев-то, эх!". Нельзя недооценивать инерцию массового сознания, а тем более -- считать, что в таких тонких материях кто-то что-то может "наинженерить" по постановлению Совнаркома :)

Reply

_iga December 26 2007, 01:18:11 UTC
> Просто у обывателя опять будет повод думать: "а вот у буржуев-то, эх!".

Единственный способ не дать ему так думать - это перегнать США по числу автомобилей и протяжённости автодорог. Кстати, это вполне достижимая цель при социализме, если сконцентрировать на этом усилия. Можно даже идеологическое обоснование подобрать а-ля косыгиское "потребности людей быстро растут, и в их удовлетворении наша страна все более отстает от Запада".

Поймите, можно или следовать вслед за логикой "обывателя", для которого "личный автомобиль - это хорошо", или противостоять ей, игнорировать. В первом случае получатся США.

Reply

rexy_craxy December 26 2007, 01:29:10 UTC
А я и не предлагаю "следовать логике обывателя", но считаться с ней придется. Политике же "игнорирования" (то самое "кое-где у нас порой") история поставила роскошный могильный памятник -- руины СССР.

Reply

_iga December 26 2007, 01:30:39 UTC
Что значит "считаться" ? Показ документальных фильмов о вреде автомобиля - это "считаться" ?

Reply

rexy_craxy December 26 2007, 01:43:43 UTC
На сигаретах потренироваться не желаете? ;)

Reply

_iga December 26 2007, 02:10:25 UTC
О, спасибо что напомнили. Этому злу тоже не место при социализме :)

В США и той же Европе на сигаретах вполне потренировались - я имею ввиду антитабачную компанию.

В США в 1966 году, когда началась антитабачная национальная компания, курило 42,6% населения страны. Сейчас курит 16%. По прогнозам Министерства здравоохранения к 2010 году число курильщиков сократится до 12%.

Американцы стали меньше курить. Согласно данным, полученным американским Центром по контролю за распространением заболеваний, с 1998 г. число курящих в США, хотя медленно, но неуклонно сокращается. Сейчас этой привычкой страдают 22,1% американцев, что на 1% меньше, чем годом ранее.

Авторы исследования связывают снижение числа курильщиков с высокими акцизами на продажу табачных изделий, ограничением курения на рабочих местах и с тем, что сработала социальная реклама...

Увеличение цены на табак является одной из самых эффективных мер по борьбе с курением. Такое мнение высказали российские медики в ходе прошедшей во вторник в Москве конференции "Медицинские работники и борьба против табака". [...] Российские медики привели данные о том, что в РФ курят 72% мужчин и 30% женщин, а средний возраст начала курения составляет 10 лет. Ежегодно в России от болезней, связанных с курением, умирает 200 тысяч человек.

Если это сработало при капитализме (пусть не идеально - не до нуля), почему не сработает при социализме? Тем более, что не придётся преодолевать сопротивление табачных капиталистов - за их отсутствием.

Reply

_iga December 26 2007, 01:35:03 UTC
И потом, "кое-где у нас порой" применительно к автомобилям - это никак не игнорирование, не надо перевирать. "Кое-где у нас порой" - это признание типа "да, у нас пока ещё не всегда легко простому работнику иметь собственный автомобиль, но под руководством мудрой партии мы эти отдельные недостатки искореним; к тому же смотрите - несмотря на все сложности число автомобилей в стране растёт. Урааа!".
То есть это нечто совершенно противоположное тому, что предлагаю я.

Reply

rexy_craxy December 26 2007, 01:47:25 UTC
Предлагать мы с Вами можем что угодно, но какой в этом СЕЙЧАС смысл?

Ладно, давайте закругляться. Бортник хотел комментафф -- он их получил :)

А я пошел политэк учить.

Reply

bortnik December 26 2007, 06:44:19 UTC
Ладно, давайте закругляться. Бортник хотел комментафф -- он их получил :)

- за что и спасибо. Впрочем, основные возражения я предвидел.

Reply

bortnik December 26 2007, 06:43:20 UTC
Поймите, можно или следовать вслед за логикой "обывателя", для которого "личный автомобиль - это хорошо", или противостоять ей, игнорировать.

- Игнорировать? Хороши бы были большевики, если бы подобным образом игнорировали бы религиозные заблуждения...

Reply


Leave a comment

Up