тов.
turin13 выдал хороший термин -
"идейный пешеход".
По ссылке там забавный пост со ссылкой на буржуазного лжеученого-"этолога" Е.Панова о том, как злые автомобили портят таких хороших людей, которые очень дружелюбны в толпе, но крайне враждебны за рулем. Троцкист
wsf1917 делает из того простого факта, что автомобилисты проявляют больше аргессии, чем пешеходы, целую теорию о том, как личные машины портят человека и воспитывают в нем эгоизм и прочие специфически буржуазные качества.
Однако оба этих деятеля - и Панов, и "идейно пешеходный" троцкист совершенно упускают того простого факта, что поведение вообще где бы то ни было определяется системой отношений между людьми, а вовсе не том, на чем человек ездит. Они забыли, что господствующий класс навязывает свою этику и психологию остальным классам, и автомобили есть лишь та область деятельности человека, где буржуазия лишь шире представлена, чем на тротуаре. Этот "этолог" "забыл" провести сравнение классовой составляющей пешеходов и автомобилистов. Сравнивать пешеходов и автомобилистов некорректно, потому что это РАЗНЫЕ ЛЮДИ В РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Запусти такое же количество буржуа на тротуар и создай там пробку, то все торопящиеся на "деловые встречи" полезут по головам в самом буквальном смысле. Буржуа и на тротуаре ровно в той же мере оскорбляет пролетария, что и на дороге.
Аргумент, что видимость защищенности от непосредственного физического воздействия-де воспитывает агрессивных эгоистов из автолюбителей, попросту смешон, потому что психология "кто ездит на ТАЗе/машине, которую я считаю ниже себя по статусу - унтерменш, которого можно обхамить, подрезать, обсигналить" формируется не на дороге, она формируется в тиши офисов, где господствует та же психология "я начальник - ты дурак", в ресторане "кто платит, тот и заказывает музыку", на автостоянках "кто денег дал, тот и встал", на вечеринках "кто за девушку платит, тот ее и танцует", и вообще по жизни. То, что эти "человеческие этологи" принимают за причину есть всего-навсего следствие, и сама машина не имеет никакого отношения к вопросу. По крайней мере тема отсутствия корреляции с аналогичным поведением в других сторонах жизни, кроме передвижения не раскрыта.
К тому же эти умники совершенно забыли проявления КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО поведения на дороге, которые тоже обычно. Ну, например, пешеходная аналогия с тасканием на галстуке - "человеку плохо стало", пусть да, мало кто пройдет мимо. Но спрашивается, а много людей на жаре дадут попить водички ближнему??? В Париже в жару люди умирали от обезвоживания прямо на улицах, но "человеколюбивая толпа" не спешила поделиться с ними глотком воды. А на трассе между прочим, люди частенько друг друга выручают даже по-мелочи. На Севере же водилы вообще рассказывают - встанешь на обочине, отойдешь отлить в кусты - уже кто-то остановился с вопросом: "помощь не нужна?". Всех нас и подвозили периодически бесплатно, и мы подвозили, некоторые автомобилисты, если подвозить по пути, вообще не берут денег. А помощь в ремонте? Сядьте в машину, станьте на трассе с аварийкой, спустите колесо и проголосуйте - вам его поменяют, если сами неспособны, помогут инструментом или на худой конец советом, отвезут в шиномонтаж. А кто из пешеходов когда поможет другом донести неудобную поклажу или тяжелую сумку? Давно таскали, "идейные пешеходы"?
Желание людей помочь друг другу на дороге настолько велико, что на нем паразитирует как минимум два способа мошенничества (лично мне известных): ходят с по заправке с канистрой и историей о том, что им надо куда-то далеко доехать, а деньги кончились/обокрали и ходят с канистрой по пробке, рассказывая, что бензин кончился посреди дороги.
Им совершенно невдомек, что "автомобилизм" в этом вопросе состоит из двух противоположных тенденций - из той, которая порождает эгоизм, хамство и агрессию и той, которая порождает товарищеское и уважительное отношение. А эти тенденции исходят вовсе не из свойств личного авто/общественного транспорта, а из отношений в обществе. Автолюбители - это всего-навсего зеркало, в котором отражается нездоровое общество, и коли рожа крива, так на него нечего пенять, да и глупо пытаться решить проблему битьем зеркал, как это наши "идейные пешеходы" предлагают.