К спискам любимых отечественных и зарубежных фильмов, добавлю фильмы, которые меня разочаровали. Часто они говорят больше о том, что нравится и что нет, чем любимые фильмы.
Ниже перечисляю не просто фильмы, которые мне не понравились (таких, конечно, было намного больше), а достаточно известные фильмы, от которых я многое ожидал. Для сравнения, от "Трансформеров" я ничего не ожидал (правда возникает вопрос: зачем я тогда их смотрел? хм...), поэтому в этот список их не включаю. Фильмы отсортированы по году выпуска.
Кроме того, отрицательные отзывы часто не менее полезны, чем положительные. Хотя, конечно, свое мнение я никому не навязываю, вкусы очень субъективны. Многим этим фильмы понравились и это нормально.
Двенадцать обезьян / Twelve Monkeys (1995) Очень редкий случай, когда фильм о путешествиях во времени оставил равнодушным. Скучный и бессодержательный. Таким же будет и мой отзыв о нем.
Красота по-американски / American Beauty (1999) Показался поверхностным и надуманным. Не сочувствуешь ни героям, ни их проблемам. А если не можешь представить себя на месте героев, или хотя бы почувствовать что они думают и почему так поступают, или хотя бы просто это понять и посочувствовать им, то не веришь ни героям, ни происходящему на экране. А смотреть то, во что ты не веришь - неинтересно.
С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999) Аналогично предыдущему. Было много разговоров об этом фильме, но глубокого содержания я не увидел, и эмоционально меня фильм не затронул. Характерный признак среднего (для тебя) фильма - через какое-то время почти не помнишь, о чем он был. И не жалеешь об этом.
Шестое чувство / The Sixth Sense (1999) Скучно. Развязка оригинальная, но нельзя же заставлять ее тянуть на себе весь фильм. Мне кажется, хороший фильм должно хотеться пересмотреть, как хочется снова услышать понравившуюся мелодию. Или хотя бы вспоминать его и радоваться, если нет времени или ожидает много других хороших фильмов. А пересматривать или вспоминать "Шестое чувство" - это то же самое, что повторно слушать длинный нудный анекдот, причем в конце еще пытаться засмеяться. Развязка у анекдота может быть и неожиданной, но когда ее уже знаешь, а сама история при этом малоинтересная, то приходится слушать пустое вступление на полтора часа. В общем, такое ощущение, что тебя обманули. Начинка вкусная, но вокруг нее куча теста, как в пицце из магазина.
А вам фильм понравился? Вы хотите поговорить об этом?
Звездные войны: I, II, III / Star Wars: I, II, III (1999-2005) Не нужно было их снимать. Ничего нового и интересного к предыдущим эпизодам они не добавили. Хотя, конечно, на месте продюссеров и инвесторов я бы их снял.
Ну ладно, смотреть было немного интересно. Иногда даже смешно, особенно утконос из первой серии (возможно родственник белки из "Ледникового периода"). Но все-таки это не тот мир и не та атмосфера, в которые ты погружался, когда смотрел эпизоды IV-VI. А Йода в какой-то момент стал уже раздражать. Раз ему подвластна Сила и он прыгает в несколько раз выше своего роста, то неужели не мог английский наконец выучить?
Одиннадцать друзей Оушена / Ocean's Eleven (2001), Двенадцать друзей Оушена / Ocean's Twelve (2004), Тринадцать друзей Оушена / Ocean's Thirteen (2007). Первый фильм, возможно, был еще ничего, но потом становилось все хуже и хуже. Особенно огорчил последний фильм. Не нравится, когда режиссер принимает зрителей за идиотов. В последней серии было нечто вообще неправдоподобное.
Здесь тот же эффект, что и с "Красотой по-американски": если не веришь сюжету и мотивации персонажей, то становится неинтересно. В результате, испортились и впечатления от первых "Одинадцати друзей Оушена", даже если они были и неплохими. Жаль.
Трасса 60 / Interstate 60 (2002) Это любимый фильм у многих, его часто называют интеллектуальным, фильмом-притчей и т.д. Поэтому ожидания у меня были достаточно большие, но они, к сожалению, не оправдались. Фильм не скучный, смотреть вполне можно, но пустоватый. Набор отдельных историй-анекдотов, которые не складываются в общую картину. Глубокого смысла или чего-то особо интересного я в нем не увидел.
Бойтесь своих желаний, они могут исполниться? Ну это известная и уже затертая мысль. Снимать в ее подтверждение целый фильм? Не уверен. Возможно, его надо смотреть лет в 16.
Детонатор / Primer (2004) Вместо неординарного и оригинального, как о нем многие отзываются, этот фильм мне показался наигранным и искусственным. Почему-то часто запутанность и затянутость принимают за интеллектуальность. Это совершенно разные вещи.
"V" значит Вендетта / V for Vendetta (2005) Если в этом фильме и были какие-то посыл и мораль (короче, message), то их старательно скрыли за кучей штампов и излишним пафосом. Высокие оценки этого фильма мне совершенно непонятны. Тоталитарный режим это плохо? Весь мир насилья мы разрушим до основанья? Райком закрыт, все ушли на фронт? Запишите меня добровольцем и считайте меня коммунистом. Ура, ура.
Элизабеттаун / Elizabethtown (2005) Уникальный фильм по своей глупости, неестественности и наигранности. Хорошо бы подошел в качестве учебного пособия для будущих режиссеров: "Как не нужно снимать фильмы". Очень удобно для иллюстрации: в одном флаконе и неправдоподобный сюжета с самого начала (герой придумал неудачный дизайн кроссовок, из-за этого компания потеряла миллиард долларов, поэтому герой хочет покончить с собой... что??? это бред какой-то, разбудите меня), и куча штампов в фильме, и логические нестыковки погоняют друг другом, и плоская игра актеров, и отсутствие chemistry между партнерами, и непонятно зачем вообще этот фильм снимался.
Точка обстрела / Vantage Point (2008) После трейлера были суперожидания. По ходу просмотра тоже сначала было ничего. Но когда фильм заканчивается, то понимаешь, что пообедал гамбургерами в МакДональдсе. Вроде было вкусно и сытно, но в желудке ничего не осталось и через 20 минут снова хочешь есть. Впрочем, такое ощущение бывает от многих фильмов.
Для сравнения, "В последний момент" (1995), в котором тоже обыгрывается идея покушения на политика в ограниченном пространстве, намного лучше. Его я вспоминаю и сейчас, а "Точка обстрела" почти забылась и вспоминать ее не хочется.
Ангелы и Демоны / Angels & Demons (2009) Всегда жаль, когда в начале фильма понимаешь, чем он закончится. А еще хуже, когда потом на протяжении всего фильма ничего интересного не происходит. Не спасают даже Том Хэнкс и Эван МакГрегор, которые своей игрой обычно вытягивают даже средние фильмы.
Жена путешественника во времени / The Time Traveler's Wife (2009) Еще один редкий пример фильма о путешествиях во времени, который мне не понравился. Все-таки хочется видеть у фильмов какое-то назначение, они же снимаются не случайно. Это могут быть новые идеи, интересные понятия, открытие нового для себя. Или какая-то мораль, уроки и понимание чего-то важного вокруг и в себе. А может быть и просто неплохое развлечение на полтора часа и хорошее настроение после этого. Все эти варианты допустимы и нормальны. Но о чем этот фильм и для чего он снимался - я не понял.
Уолл Стрит: Деньги не спят / Wall Street: Money Never Sleeps (2010) После замечательнейшего "Уолл Стрит" 1987-го года, продолжение оказалось абсолютно беспомощным. Надо было прекратить смотреть сразу же после первых минут, когда главный герой едет на мотоцикле, отвечает на звонок, и по первой же просьбе обещает выделить $100 млн своей портфельной компании непонятно на что и непонятно под что. Но я так долго ждал продолжения первого фильма, что решил не выключать. Потом постарался этот фильм побыстрее забыть, чтобы не портить впечатления от первого "Уолл Стрит". Все что было хорошего во втором фильме - старый мобильный телефон Гордона Гекко.
Начало / Inception (2010) Я сомневался включать ли этот фильм в список разочарований, но решил включить. Я не жалею о просмотре, но ожидал намного большего. Много красивых картинок, но для чего снимался фильм - мне, в основном, осталось непонятно. Если бы он был короче в полтора раза и не стремился казаться тем, чем он не является, то отнесся бы к нему, возможно, намного лучше.
Копы в глубоком запасе / The Other Guys (2010) Очень редкий случай, когда я не стал даже досматривать фильм, выключил не дойдя до середины. Это уровень фильмов "B" и "C" категорий. Удивительно, что его бюджет составил $100 млн и в нем снялись известные (и неплохие) актеры.
Время / In Time (2011) Интересная идея, которую все участвующие в заговоре по созданию фильма старательно портили полтора часа без перерыва. Сложно поверить, что фильм с бюджетом $40 млн можно так беспомощно снять. Хотя бы на массовку часть денег бы выделили, что ли. Хотя после "Копов в глубоком запасе" поверить в это можно. Но все равно обидно.
Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок / The Hangover Part II (2011) Если кто-то захочет посмотреть фильм (что я не советую), то можете не открывать спойлер. [WTF??]
Как может считаться смешным фильм, в котором одного из героев делают калекой на всю жизнь?? После его просмотра возникает ощущение, что ты попал в дом сумасшедших или в фильм "Идиократия" / "Idiocracy" (2006), где собрались неадакветные люди и смеются над самыми неуместными вещами. И дело не только в этом, но и в том, как все в фильме спокойно к этому относятся. А когда не веришь эмоциям героев, то понимаешь, что они тебя просто обманывают.
И я совершенно не пуританин. Бывают неплохие комедии, в которых персонажи даже умирают. И есть мультсериал "Гриффины" / "Family Guy" (1999-...), в котором совершенно неполиткорректный, но отличный юмор. Но это же надо снимать органично и остроумно. Нельзя же, блин, просто отрезать палец у одного из героев, отнестись к этому как к должному, и говорить высокопарные речи о том, как все повзрослели, поумнели и довольны проведенной ночью! После отличной первой части, чувство вкуса режиссера предало.
Что скрывает ложь / Trespass (2011) Очень люблю Николь Кидман и Николаса Кейджа, но в этом фильме им сниматься не стоило (ха-ха, так им и скажу). Это не фильм, а театральная постановка, причем очень средняя.
Темный рыцарь: Возрождение легенды / The Dark Knight Rises (2012) Удивительно, что этот фильм многим понравился и получил высокие оценки. Видимо я что-то в этом мире не понимаю... Досматривал его только из принципа, все на что-то надеялся. Жестоко обманулся. Количеством штампов, нелогичностью и наивностью многих эпизодов и героев, слабым сценарием и беспомощной режиссурой - напомнил "«V» значит Вендетта". Хотя еще хуже.
Эволюция Борна / The Bourne Legacy (2012) Слишком плохим фильм назвать нельзя (в отличие, например, от "Темного рыцаря: Возрождения легенды"), но предыдущие серии Борна подняли планку слишком высоко. Эта серия ее опустила.
Параллельные миры / Upside Down (2012) Аналогично как и "Время": интересная идея, но абсолютно беспомощные сценарий и режиссура, характерные для малобюджетных фильмов. Причем в случае "Параллельных миров" бюджет был даже больше, чем у "Времени" ($50 млн), но получился всего-лишь набор красивых картинок из фотошопа, без сюжета и смысла. Очень обидно, я многое ожидал от этого фильма.
---
И несколько отечественных фильмов. К счастью, среди них разочарований было немного. Возможно потому, что российское кино последних лет я почти не смотрел.
12 стульев (1971), 12 стульев (1976) И фильм Гайдая 71-го года, и фильм Захарова 76-го одинаково плохи. Юмор и атмосфера книги Ильфа и Петрова пропали, их заменили на нечто искусственное и вымученное. При этом "Золотой телёнок" (1968) Швейцера получился очень даже хорошо.
Трое в лодке не считая собаки (1979) До сих пор наворачиваются слезы от того, как поступили создатели фильма с моей любимой книгой Джерома Клапки Джерома. Статья 105 УК Российской Федерации, пункты д), e) и ж): "Убийство совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору, с особой жестокостью и общеопасным способом".
При этом у меня нет предубеждения перед фильмами "по мотивам". Например, "Чародеи" (1982) по мотивам "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких, и "Сталкер" (1979) по мотивам "Пикника на обочине" также Стругацких - это отличные фильмы. Дело не в том насколько фильм следовал оригинальному сюжету, а в том насколько хорошо он был снят.
Забытая мелодия для флейты (1987) Я не могу поверить фильму, в котором главный герой уходит от Ирины Купченко к Татьяне Догилевой. И чрезмерная увлеченность перестроечной тематикой баллов не добавляет. Подобные фильмы проверку временем обычно не выдерживают.
Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) От фильмов Гайдая всегда ожидаешь шедевров, но два его последних фильма очень разочаровали. Примерно с этого времени от российского кино у меня особых ожиданий уже не было, поэтому и не разочаровывался. Редкие шедевры - "Ты у меня одна" (1993), Предсказание (1993), Змеиный источник (1997), Приходи на меня посмотреть (2000), Питер FM (2006) - были приятными неожиданностями.
А также: - Все последние фильмы бондианы с Дэниелом Крэйгом. Мне одному кажется, что он не подходит на эту роль? Ну не был же никогда Джеймс Бонд настолько уж серьезным и одномерным! Да и сюжеты последних фильмов о Бонде таковы, что не трогают и быстро забываются. - Продолжения "Матрицы". Жаль, что у режиссеров иссякла фантазия с окончанием первого фильма. - И много других сиквелов. Впрочем, насчет них обычно и не питаешь особых надежд.