У меня сложное отношение к стихам. Очень редко что-то нравится, и тем более вызывает желание перечитать или запомнить наизусть. В поэзии сложно спрятаться за интересным сюжетом, юмором или просто хорошим стилем, как это часто бывает в прозе. Каждое слово и каждый образ в стихотворении - как на рентгене, должны быть чуть ли не единственными. Неподходящая строка или даже одно слово могут все испортить. Сергей Довлатов называл рифму и размер дисциплинирующими моментами, веригами для поэтов, которые уберегают последних от многословия и пустоты. И хорошие стихи выделяются не просто интересными образами, а удивительной гармоничностью идеи, сюжета, композиции, выбранных слов - с рифмой и размером.
Конечно, не всем эти вериги помогают. По большому счету, помочь они могут только хорошим поэтам. Плохие - насилуют рифму и размер без особой любви и взаимности. В результате, количество плохих стихов превышает все разумные рамки и создает у многих предвзятое отношение к поэзии в целом. Поэтому так и ценятся поэты, которые не просто поднимаются над средним уровнем, но создают свой уровень и свое измерение. И другие хорошие поэты не пытаются приблизиться к чужому уровню, а создают свои уровни и измерения.
Одним из самых ярких примеров является Иосиф Бродский. Для себя я понимаю почему это так, но не буду пытаться объяснять или анализировать его стихи (если это вообще возможно). Это уже делали другие и намного лучше, чем смог бы сделать я. Просто когда-то давно, около 20 лет назад, я впервые открыл Бродского, и его стихи оказались мне очень близки. Многие я помню наизусть и сейчас. Поэтому и свой журнал я начинал с цитирования моих любимых стихов Бродского, причем еще больше таких стихов остались за кадром.
Еще в то время мне нравились куртуазные маньеристы, но о них я попробую написать в другой раз. Конечно, нельзя было не любить Пушкина, Шекспира и других классиков. Еще мне нравились некоторые стихи Киплинга и Симонова. А еще мне очень нравился Эдуард Асадов. Все они остаются моими любимыми поэтами и сейчас.
СтихиАсадова могут показаться простыми и незатейливыми. В них нет необычных метафор, сложных образов или очень оригинальных рифм. Асадов не был революционером в поэзии и не гнался за словесными экспериментами, как многие другие во время поэтического бума 60-х. Его не показывали в фильмах, читающим свои стихи в Политехническом институте, как Евтушенко, Рождественского и Вознесенского. О его стихах можно сказать словами из сонета Шекспира: "Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе". Он писал простыми словами, и в его стихах можно найти недостатки. Но оказывается так, что в его стихах недостатки не важны. Главное - он писал о настоящих вещах: честности, любви, преданности, доброте, благородстве и многом другом. О том, что часто кажется слишком простым и даже наивным, но от этого не перестает быть настоящим. И писал он об этом очень хорошо.
Может показаться странным любить одновременно Бродского и Асадова, но на самом деле - это совсем не странно. Можно же одновременно любить Достоевского и Чехова, Габриэля Гарсиа Маркеса и О.Генри, Толстого и Аксенова, Кафку и Довлатова, Ларса фон Триера и Гайдая, Сальвадора Дали и Рембрандта. Вкусы не обязаны быть односторонними или запрограммированными на один стиль. И нет правила, что хорошее должно быть "сложным" или "простым". Главное правило, хорошее - должно быть настоящим, в первую очередь для тебя самого. Таким, которому ты веришь и которое чувствуешь. Таким, которое тебе будет хотеться запомнить наизусть, и которое ты когда-то читал вслух любимой девушке.
Такими были стихи Асадова для меня. Я уже давно их не перечитывал, и даже тогда читал далеко не все его стихи. Но были такие, которые еще тогда запомнились навсегда. Их мне не надо перечитывать, я их помню и так.
[Он не страдал, он не ходил за нею] Он не страдал, он не ходил за нею. Не объяснялся, кепку теребя… Она сама, однажды, чуть робея Ему сказала: «Я люблю тебя».
Его друзья томились в ожиданье. Худели от бессонницы и дум. А вечером просили для свиданья Его же новый, синенький костюм.
А тут сама в морозы прибегала. На стул бросала шапку и пальто. И он решил: ему такого мало. И он решил, что это всё не то.
Ушёл, уехал, ждал особой встречи. Других красивых провожал домой. Ловя себя на том, что каждый вечер Он, засыпая, думает о той.
Ей написал письмо на трёх страницах, А через месяц получил назад. Ну что с такой обидою сравнится, Чем эта надпись «Выбыл адресат».
Вдруг стало тусклым и бесцветным небо, Не клеилась работа как на грех. И виноват никто, как будто, не был, Но счастье стало трудным, как у всех.
Мы в дальней разлуке. Сейчас между нами Узоры созвездий и посвист ветров, Дороги с бегущими вдаль поездами Да скучная цепь телеграфных столбов.
Как будто бы чувствуя нашу разлуку, Раскидистый тополь, вздохнув горячо, К окну потянувшись, зеленую руку По-дружески мне положил на плечо.
Душа хоть какой-нибудь весточки просит, Мы ждем, загораемся каждой строкой. Но вести не только в конвертах приносят, Они к нам сквозь стены проходят порой.
Представь, что услышишь ты вести о том, Что был я обманут в пути подлецом, Что руку, как другу, врагу протянул, А он меня в спину с откоса толкнул...
Все тело в ушибах, разбита губа... Что делать? Превратна порою судьба! И пусть тебе станет обидно, тревожно, Но верить ты можешь. Такое - возможно!
А если вдруг весть, как метельная мгла, Ворвется и скажет, словами глухими, Что смерть недопетую песнь прервала И черной каймой обвела мое имя.
Веселые губы сомкнулись навек... Утрата, ее не понять, не измерить! Нелепо! И все-таки можешь поверить: Бессмертны лишь скалы, а я - человек!
Но если услышишь, что вешней порой За новым, за призрачным счастьем в погоне Я сердце своё не тебе, а другой Взволнованно вдруг протянул на ладони,
Пусть слезы не брызнут, не дрогнут ресницы, Колючею стужей не стиснет беда! Не верь! Вот такого не может случиться! Ты слышишь? Такому не быть никогда!
---
[Они студентами были] Они студентами были. Они друг друга любили. Комната в восемь метров - чем не семейный дом?! Готовясь порой к зачетам, Над книгою или блокнотом Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.
Она легко уставала, И если вдруг засыпала, Он мыл под краном посуду и комнату подметал. Потом, не шуметь стараясь И взглядов косых стесняясь, Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.
Но кто соседок обманет - Тот магом, пожалуй, станет. Жужжал над кастрюльным паром их дружный осиный рой. Ее называли "лентяйкой", Его - ехидно - "хозяйкой", Вздыхали, что парень - тряпка и у жены под пятой.
Нередко вот так часами Трескучими голосами Могли судачить соседки, шинкуя лук и морковь. И хоть за любовь стояли, Но вряд ли они понимали, Что, может, такой и бывает истинная любовь!
Они инженерами стали. Шли годы без ссор и печали. Но счастье - капризная штука, нестойка порой, как дым. После собранья, в субботу, Вернувшись домой с работы, Жену он застал однажды целующейся с другим.
Нет в мире острее боли. Умер бы лучше, что ли! С минуту в дверях стоял он, уставя в пространство взгляд. Не выслушал объяснений, Не стал выяснять отношений, Не взял ни рубля, ни рубахи, а молча шагнул назад...
С неделю кухня гудела: "Скажите, какой Отелло! Ну целовалась, ошиблась... немного взыграла кровь!.. А он не простил - слыхали?" Мещане! Они и не знали, Что, может, такой и бывает истинная любовь!
Девушка, вспыхнув, читает письмо. Девушка смотрит пытливо в трюмо. Хочет найти и увидеть сама То, что увидел автор письма.
Тонкие хвостики выцветших кос, Глаз небольших синева без огней. Где же "червонное пламя волос"? Где две "бездонные глуби морей"?
Где же "классический профиль", когда Здесь лишь кокетливо вздернутый нос? "Белая кожа"... но, гляньте сюда, Если он прав, то куда же тогда Спрятать веснушки? Вот в чем вопрос!
Девушка снова читает письмо, Снова с надеждою смотрит в трюмо. Смотрит со скидками, смотрит пристрастно, Ищет старательно, но... напрасно!
Ясно, он просто над ней пошутил. Милая шутка! Но кто разрешил?! Девушка сдвинула брови. Сейчас Горькие слезы брызнут из глаз...
Как объяснить ей, чудачке, что это Вовсе не шутка, что хитрости нету! Просто, где вспыхнул сердечный накал, Разом кончается правда зеркал!
Просто весь мир озаряется там Радужным, синим, зеленым... И лгут зеркала. Не верь зеркалам! А верь лишь глазам влюбленным!
Одни называют ее чудачкой И пальцем на лоб - за спиной, тайком. Другие - принцессою и гордячкой, А третьи просто синим чулком.
Птицы и те попарно летают, Душа стремится к душе живой. Ребята подруг из кино провожают, А эта одна убегает домой.
Зимы и весны цепочкой пестрой Мчатся, бегут за звеном звено... Подруги, порой невзрачные просто, Смотришь - замуж вышли давно.
Вокруг твердят ей: - Пора решаться. Мужчины не будут ведь ждать, учти! Недолго и в девах вот так остаться! Дело-то катится к тридцати...
Неужто не нравился даже никто? - Посмотрит мечтательными глазами: - Нравиться нравились. Ну и что? - И удивленно пожмет плечами.
Какой же любви она ждет, какой? Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада! Красивой-красивой! Большой-большой! А если я в жизни не встречу такой, Тогда мне совсем никакой не надо!"
Падает снег, падает снег - Тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека - обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда - Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска - Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди!
1964 г.
---
[Люблю я собаку за верный нрав] Люблю я собаку за верный нрав, За то, что, всю душу тебе отдав, В голоде, в холоде или разлуке Не лижет собака чужие руки.
У кошки-дуры характер иной. Кошку погладить может любой. Погладил - и кошка в то же мгновенье, Мурлыча, прыгает на колени.
Выгнет спину, трется о руку, Щурясь кокетливо и близоруко. Кошке дешевая ласка не стыдна, Глупое сердце не дальновидно.
От ласки кошачьей душа не согрета. За крохи немного дают взамен: Едва лишь наскучит мурлыканье это - Встанут и сбросят ее с колен.
Собаки умеют верно дружить, Не то что кошки - лентяйки и дуры. Так стоит ли, право, кошек любить И тех, в ком живут кошачьи натуры?!
Проект был сложным. Он не удавался. И архитектор с напряженным лбом Считал, курил, вздыхал и чертыхался, Склонясь над непокорным чертежом.
Но в дверь вдруг постучали. И соседка, Студентка, что за стенкою жила, Алея ярче, чем ее жакетка, Сказала быстро: "Здрасьте". И вошла.
Вздохнула, села в кресло, помолчала, Потом сказала, щурясь от огня: - Вы старше, вы поопытней меня... Я за советом... Я к вам прямо с бала...
У нас был вечер песни и весны, И два студента в этой пестрой вьюге, Не ведая, конечно, друг о друге, Сказали мне о том, что влюблены.
Но для чужой души рентгена нет, Я очень вашим мненьем дорожу. Кому мне верить? Дайте мне совет. Сейчас я вам о каждом расскажу.
Но, видно, он не принял разговора: Отбросил циркуль, опрокинул тушь И, глядя ей в наивные озера, Сказал сердито:- Ерунда и чушь!
Мы не на рынке и не в магазине! Совет вам нужен? Вот вам мой совет: Обоим завтра отвечайте "нет!", Затем, что чувства нет здесь и в помине!
А вот когда полюбите всерьез, Поймете сами, если час пробьет. Душа ответит на любой вопрос. А он все сам заметит и поймет!
Окончив речь уверенно и веско, Он был немало удивлен, когда Она, вскочив вдруг, выпалила резко: - Все сам заметит? Чушь и ерунда!
Слегка оторопев от этих слов, Он повернулся было для отпора, Но встретил не наивные озера, А пару злых, отточенных клинков.
- Он сам поймет? Вы так сейчас сказали? А если у него судачья кровь? А если там, где у людей любовь, Здесь лишь проекты, балки и детали?
Он все поймет? А если он плевал, Что в чьем-то сердце то огонь, то дрожь? А если он не человек - чертеж?! Сухой пунктир! Бездушный интеграл?!
На миг он замер, к полу пригвожден, Затем, потупясь, вспыхнул почему-то. Она же, всхлипнув, повернулась круто И, хлопнув дверью, выбежала вон.
Весенний ветер в форточку ворвался Гудел, кружил, бумагами шуршал... А у стола "бездушный интеграл", Закрыв глаза, счастливо улыбался...
---
[Не привыкайте никогда к любви] Не привыкайте никогда к любви! Не соглашайтесь, как бы ни устали, Чтоб замолчали ваши соловьи И чтоб цветы прекрасные увяли.
И, главное, не верьте никогда, Что будто всё проходит и уходит. Да, звёзды меркнут, но одна звезда По имени Любовь всегда-всегда Обязана гореть на небосводе!
Не привыкайте никогда к любви, Разменивая счастье на привычки, Словно костёр на крохотные спички, Не мелочись, а яростно живи!
Не привыкайте никогда к губам, Что будто бы вам издавна знакомы, Как не привыкнешь к солнцу и ветрам Иль ливню средь грохочущего грома!
Да, в мелких чувствах можно вновь и вновь Встречать, терять и снова возвращаться, Но если вдруг вам выпала любовь, Привыкнуть к ней - как обесцветить кровь Иль до копейки разом проиграться!
Не привыкайте к счастью никогда! Напротив, светлым озарясь гореньем, Смотрите на любовь свою всегда С живым и постоянным удивленьем.
Алмаз не подчиняется годам И никогда не обратится в малость. Дивитесь же всегда тому, что вам Заслужено иль нет - судить не нам, Но счастье в мире всё-таки досталось!
И, чтоб любви не таяла звезда, Исполнитесь возвышенным искусством: Не позволяйте выдыхаться чувствам, Не привыкайте к счастью никогда.
1994 г.
---
[Когда мне встречается в людях дурное] Когда мне встречается в людях дурное, То долгое время я верить стараюсь, Что это скорее всего напускное, Что это случайность. И я ошибаюсь.
И, мыслям подобным ища подтвержденья, Стремлюсь я поверить, забыв про укор, Что лжец, может, просто большой фантазер, А хам, он, наверно, такой от смущенья.
Что сплетник, шагнувший ко мне на порог, Возможно, по глупости разболтался, А друг, что однажды в беде не помог, Не предал, а просто тогда растерялся.
Я вовсе не прячусь от бед под крыло, Иными тут мерками следует мерить. Ужасно не хочется верить во зло, И в подлость ужасно не хочется верить!
Поэтому, встретив нечестных и злых, Нередко стараешься волей-неволей В душе своей словно бы выправить их И попросту "отредактировать", что ли!
Но факты и время отнюдь не пустяк. И сколько порой ни насилуешь душу, А гниль все равно невозможно никак Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.
Ведь злого, признаться, мне в жизни моей Не так уж и мало встречать доводилось. И сколько хороших надежд поразбилось, И сколько вот так потерял я друзей!
И все же, и все же я верить не брошу, Что надо в начале любого пути С хорошей, с хорошей и только с хорошей, С доверчивой меркою к людям идти!
Пусть будут ошибки (такое не просто), Но как же ты будешь безудержно рад, Когда эта мерка придется по росту Тому, с кем ты станешь богаче стократ!
Пусть циники жалко бормочут, как дети, Что, дескать, непрочная штука - сердца... Не верю! Живут, существуют на свете И дружба навек, и любовь до конца!
И сердце твердит мне: ищи же и действуй. Но только одно не забудь наперед: Ты сам своей мерке большой соответствуй, И все остальное, увидишь,- придет!
Если друг твой в словесном споре Мог обиду тебе нанести, Это горько, но это не горе, Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться, И, коль дружба у вас крепка, Из-за глупого пустяка Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре, А тоска по ней горяча, Это тоже еще не горе, Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной Той размолвки и резких слов. Встань над ссорою, будь мужчиной! Это все же твоя любовь.
В жизни всякое может случиться, И коль ваша любовь крепка, Из-за глупого пустяка Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай: На разрыв иди, на разлуку, Только подлости не прощай И предательства не прощай Никому: ни любимой, ни другу!
1970 г.
---
[Наша жизнь - как фонарика узкий свет] Наша жизнь - как фонарика узкий свет. А от лучика влево и вправо - Темнота: миллионы безмолвных лет... Все, что было до нас и придет вослед, Увидать не дано нам, право.
Хорошо б лет на тысячу растянуть Время каждого поколенья, Вот тогда получился бы путь как путь, А не наше одно мгновенье!
Но Судьба усмехнулась бы: "Для чего Вы мечтами себя тревожите, Если даже мгновенья-то одного Часто толком прожить не можете!"
Ну каким ты владеешь секретом? Чем взяла меня и когда? Но с тобой я всегда, всегда, Днем и ночью, зимой и летом!
Площадями ль иду большими Иль за шумным сижу столом, Стоит мне шепнуть твое имя - И уже мы с тобой вдвоем.
Когда радуюсь или грущу я И когда обиды терплю, И в веселье тебя люблю я, И в несчастье тебя люблю. Даже если крепчайше сплю, Все равно я тебя люблю!
Говорят, что дней круговерть Настоящих чувств не тревожит. Говорят, будто только смерть Навсегда погасить их может.
Я не знаю последнего дня, Но без громких скажу речей: Смерть, конечно, сильней меня, Но любви моей не сильней.
И когда этот час пробьет И окончу я путь земной, Знай: любовь моя не уйдет, А останется тут, с тобой.
Подойдет без жалоб и слез И незримо для глаз чужих, Словно добрый и верный пес, На колени положит нос И свернется у ног твоих...
1965 г.
---
Да, многое в них может казаться наивным, особенно в наше время. Я не собираюсь ныть о теперешнем времени, оно мне очень нравится :) Но сейчас другой ритм жизни, и часто нет времени вспомнить о чем-то простом и настоящем. И часто такое настоящее кажется слишком очевидным или наивным, чтобы о нем говорить и писать. Поэтому, мне кажется, в наше время сложно появиться такому поэту как Асадов. Многие пытаются писать "просто" и писать о подобных чувствах, но это, в основном, начинающие поэты. И стихи получаются у них одномерными и беспомощными. Написать что-то просто, но при этом хорошо и по-настоящему - очень сложно.
А может быть все дело лишь в ностальгии. И стихи Асадова мне нравятся только потому, что я первый раз прочитал их очень давно, когда деревья были выше, а я был наивнее. И если бы я прочитал их в первый раз сейчас, то отнесся бы к ним снисходительно и быстро забыл бы о них. Может быть. Но это не важно.