Многим известны рельсовые автобусы Мытищинского завода Метровагонмаш моделей РА-1, РА-2 и РА-3. Первый опытный вагон РА-1 был выпущен заводом в 1997 году. До этого завод выпускал различные вагоны на электротяге: вагоны метро, а ранее электропоезда, трамваи. Но чтобы с двигателями внутреннего сгорания - нет, не слышали. Хотя...
Автомотриса Мытищинского завода, фото примерно 1912-1913гг
Оказывается, до революции автомотрисы завод всё-таки выпускал, причём серийно. Более того: это были единственные представители тягового подвижного состава с двигателями внутреннего сгорания в дореволюционной России! То есть наш завод был пионером по внедрению ДВС на российских железных дорогах! Но блин вышел комом.
Что нам известно об этой мотрисе? Немного. Их выпустили всего 7 штук в 1912-1914 годах. Одну в 1912, две в 1913 и четыре в 1914. Мотриса была спроектирована для пригородного движения на Московско-Казанской железной дороге.
Основные размеры мотрисы Мытищинского завода
На автомотрисах был установлен шестицилиндровый керосиновый двигатель «Дойц» (Deutz), развивавший при частоте вращения вала 700 об/мин мощность 100 л.с.; диаметр цилиндров составлял 170 мм, ход поршня - 180 мм. Связь между двигателем и колёсными парами осуществлялась при помощи электрической передачи, оборудование для которой было изготовлено фирмами AEG и Бергман и состояло из генератора постоянного тока мощностью 90-115 кВт с максимальным рабочим напряжением 500 В и двух тяговых электродвигателей мощностью по 40 или 48 кВт, передававших вращение колёсным парам через зубчатые передачи. Масса автомотрис Мытищинского вагоностроительного завода была 42,5 т, наибольшая скорость 75 км/ч. Они имели по 100 мест для пассажиров (из них 74 для сидения). Одна из таких автомотрис, проработав на участке Москва - Черусти Московско-Казанской железной дороги полгода, была снята с эксплуатации вследствие частых поломок. По этой же причине прекратили эксплуатировать и другие автомотрисы.
При этом не совсем понятно, на каких участках эксплуатировались остальные шесть мотрис. Есть книга «Рязанско-Уральская железная дорога и ея районъ». Издание Правления Общества Рязано-Уральской Ж.Д. С.-Петербург. 1913, где есть рекламный плакат от Мытищинского завода. На плакате засветилось то самое фото мотрисы.
Реклама Мытищинского вагоностроительного завода, 1913г
Стало быть, такие мотрисы работали не только на Московско-Казанской, но и на Рязано-Уральской железной дороге. Какое обозначение имели мытищинские мотрисы, осталось тайной.
Прототипом мытищинской автомотрисы была немецкая автомотриса серии VT 152 - 161/VT 1 - 20. Первые 10 мотрис были выпущены в 1909-1911 годах. Эти мотрисы изначально получили обозначение VT 152 - VT 161, но в 1913 г они получили новые номера с 1 по 10. С 1911 по 1913 год была выпущена вторая серия мотрис под номерами VT11 - VT20. "Немцы" эксплуатировались в пригородах Бреслау (ныне Вроцлав), Данцига (ныне Гданьск), Альтоны (ныне район Гамбурга), Майнца и Франкфурта. Один экземпляр был продан в 1922 году в Польшу для работы в пригородах Кракова, где его следы теряются. Немецкие мотрисы оказались куда долговечнее мытищинских собратьев. Большинство из них проработали до 1926 года, а четыре штуки после переоборудования под контактную сеть - и вовсе до 1941 года.
Немецкая мотриса VT 154
Немецкая мотриса VT 18 после переоборудования под контактную сеть. Заводское фото AEG
Ну а Мытищинский завод надолго отошёл от вагонов с ДВС, вернувшись к ним лишь в 1997 году. Что характерно - снова с немецким двигателем. История циклична.