Убит и предан

May 23, 2011 13:57

Originally posted by fater_varus at Убит и предан


Интересно, много ли в современной России настоящих героев? Тех, кто в нынешнюю гнусную эпоху торжества ничтожеств действительно явил пример несгибаемого русского духа?

Нет, немного. Очень немного. Но даже те, что есть, как правило, не по нраву власть предержащим. А иные, так и вовсе словно кость в горле. Как, например, солдат Евгений Родионов, погибший в Чечне ровно четырнадцать лет назад, 23 мая 1996 года.

Почему так? Потому что русские герои - это носители совсем других, иных нравственных ценностей, противоположных не только ценностям нынешней «элиты», но и значительной части собственных сограждан.

Напомню, что Евгений Родионов - это русский солдат-пограничник, попавший в плен к чеченцам во время первой войны. В мае 1996 г. под Бамутом, после трёх месяцев пыток и издевательств, в день 19-летия ему отрезали голову за отказ снять с себя нательный крест и принять ислам. Можно только догадываться, что ему пришлось за эти три месяца вынести в бандитских застенках.

Смерть Евгения Родионова была нехарактерной, нетипичной для той эпохи. В мерзкие 90-е (да, впрочем, и сейчас) гибель за Родину, за идею в российском обществе воспринималась не геройством, а дуростью. Тогда, в основном, убивали и умирали за деньги, за удовольствия, красивую жизнь, но уж никак не за страну. И тогда, в дни разнузданного антирусского шабаша в либеральных СМИ о Евгении Родионове предпочитали не вспоминать. Он абсолютно не вписывался в тщательно создаваемый ими образ воюющего в Чечне российского солдата: растерянного слюнтяя, зовущего маму и готового поднять лапки вверх перед первым встречным бородачом.

Позже, правда, «спохватились», и с началом «нулевых» о Евгении Родионове стали упоминать уже не только на страницах патриотической прессы. Появились публикации и в официозных изданиях, снимались документальные фильмы. В 2003 году в недрах Русской Православной Церкви начали предприниматься попытки его канонизации, то есть причисления к лику святых. Инициатором этого шага был председатель Комитета «За нравственное возрождение Отечества», священник храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов.

Впрочем, опоздал отец Александр со своим предложением годика этак на три-четыре. Тогда, в 2003-м, в Чечне уже безраздельно царил Кадыров-старший, и канонизация Евгения Родионова, замученного его соратниками по первой чеченской, была, что называется, «не в тему». И потому в начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви в причислении к лику святых отказала по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь.

В общем, раньше нашим попам шевелиться надо было - году этак в 1999-2000 «достоверные сведения о мученической кончине» им бы ещё могли позволить изыскать.

Однако, несмотря на этот очевидный политический прогиб высших церковных иерархов, иконы с Евгением Родионовым стали появляться в русских церквях стихийно. В том числе и в тех, которые стоят очень далеко от Чечни, от Кавказа. Одну из первых, помню, я увидел в посёлке Знаменке, под Петербургом, весной того же 2003 года. Рядовой Родионов, «во Чечне убиенный», был изображён на ней в полный рост, в военной форме и с автоматом за плечами. Потом иконы с ним стали выставлять и в других петербургских церквях. В конце концов, «политкорректным» батюшкам пришлось пойти на уступки под напором русской общественности - 21 октября 2008 года воин Евгений Родионов был прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви. (документального подтверждения этому нет.)

Оказалось, что ненадолго. И менее, чем через год, иконы с его ликом начали из церквей тихо исчезать. Так, оказавшись с неделю назад в храме Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, что близ Стрельни, я с удивлением обнаружил, что иконы с русским воином там больше нет, причём уже давно, с сентября 2009 г. На том месте, где она всегда висела, теперь другой образ - святого Серафима Вырицкого. Нет, икону Евгения Родионова не сняли совсем - на неё просто навесили сверху другую. Подойдёшь к стене, откинешь Вырицкого в сторону - и вот он, мученик Евгений, стоит в форме. Уберёшь руку, и вновь не видать его, Серафим Вырицкий со стены смотрит.

Что ж, если бы что-нибудь подобное произошло в Западной Европе, то я бы не очень удивился. Поскольку доводилось встречать сообщения о том, что, например, в той же Испании, во главе которой стоит «Его католическое Величество» король (не знаю уж, сохранил Хуан Карлос I за собой этот старинный титул испанских монархов или нет), демонтируют в соборах средневековые барельефы с изображениями тамошних святых - героев «реконкисты», борьбы за освобождение страны от мавров. Мол, дабы не обижать мусульманскую диаспору.

Но Россия всё же - пока не Запад. До столь откровенных проявлений духовного капитулянтства Русская Православная Церковь до поры не опускалась.
...Собственно, «чеченский подтекст» в этом деле более чем очевиден. О нём - правда, вполголоса - говорили все, имеющие хоть какое-то отношение к церковному миру: икона была снята именно из боязни навлечь недовольство Рамзана Кадырова.

Более того, как сообщает газета «Наша Версия на Неве»: «Появляющиеся в церквях высокие чины настоятельно рекомендуют убрать икону или завесить другими образами, поскольку активное прославление неполиткорректного святого препятствует интернациональной дружбе РПЦ с чеченским народом» («Солдата-мученика Евгения Родионова изгоняют из храмов») (№ 19 (127), 24-30.05.2010 г.).
....Помню, как году в 2000-м читал в газете «Завтра» интервью с его матерью. Короткое, жёсткое интервью. Никаких слёз, никаких причитаний. Сказала, что в Чечне, прежде всего, должно быть именно военное решение проблемы - путём ликвидации тех, кто выступает против нашей страны с оружием в руках, тех, кто убил её сына. Слова солдатской матери резанули. Наверное, потому, что она - действительно солдатская мать, в отличие от какой-нибудь Флёры Маликовны Салиховской - председателя Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России» (интересно, у этих деятелей, столь громко кликушествовавших в первую чеченскую, сыновья-то хоть сами в армии служили?). Представляю, каково матери Евгения Родионова будет теперь узнать о том, что в соответствии с политической линией федерального правительства в Чечне лики её погибшего сына стыдливо завешивают в церквях.

Допускаю, что с церковной точки зрения, с точки зрения формального крючкотворства к попам, распорядившимся спрятать икону, подкопаться трудно: мол, официально Евгений Родионов не канонизирован.
Но дело в том, что помимо буквы закона, есть ещё и его дух. И в данном случае, именно он - дух - гораздо важнее, чем все эти постановления синодальных комиссий. И образ героического Евгения Родионова как образ сопротивления, как символ несгибаемого духа нужен именно сейчас, нужен русскому народу. Причём всему: верующему, неверующему, крещёному, некрещёному…
Ведь несмотря на укоренившуюся традицию нырять в крещенские проруби в двадцатиградусный мороз, несмотря на почти поголовное ношение крестиков на шеях, никаким настоящим ростом духовности в России и не пахнет. Наоборот, наблюдается её продолжающийся упадок. Что только лишний раз подчёркивает: роль религии в современном обществе сугубо прикладная - служить утешением страдающим. И если количество заглядывающих в церкви на Пасху и Рождество растёт, то это означает лишь то, что всё большему числу людей такое утешение становится необходимо...

полностью статья здесь:http://www.apn.ru/publications/article22815.htm

мученики, Православие, предательство, Чечня, война

Previous post Next post
Up