гештальт-терапия,психолоия,страхи,фобии,

Sep 11, 2011 05:47

                                                                 В черной-черной комнате, в черном шкафу

Кто более подвержен страху и как с ним справиться.

Эта эмоция так же аутентична как радость, печаль, удивление..Однако, в отличие от последних, страх несет разрушительное действие, угнетает жизненно-важные функции организма, парализует их. Чувство  сильной тревоги проявляется в двигательном беспокойстве или, наоборот, в заторможенности, оцепенении. У человека в душевном смятении «все опускается», холодеет внутри, пересыхает во рту. Речь становится сбивчивой, невнятной, взгляд  отсутствующий. На физиологическом уровне страх проявляется в учащении частоты пульса, скачках артериального давления. Страх угрожает существовании самой личности. Те, кого преследует постоянное беспокойство, обычно подавлены, у них утрачена вера в себя, ущербна самооценка. В контактах такие люди обычно застенчивы, скованы.Они не могут эффективно взаимодействовать с окружающими, добиваться целей, отстаивать свои интересы.
Страх рождается у человека в ответ на угрозу его жизни, полноценному существованию и развитию как личности. Во все времена страх предостерегал человека от опасности и выполнял защитную функцию. Беспокойство, тревога возникают в результате сильного переживания, потрясения, стресса или шока. При этом, пугающим может быть объект окружающего мира как реальный так и вымышленный.
Люди, эмоционально лабильные  больше подвержены тревоге. Излишне принципиальные, и требовательные, всеми силами борются со своими страхами и они трансформируются в фобии. Страх бывает и результатом внушения, следствием сознательных или неосознанных установок  родителей. Например,излишне тревожные родитель увещевают  дитя:
« Не подходи- убьет».В иррациональным страхам приводит и гиперопека и контроль родителей, их тревожность, конфликты.  Беспокойство и неуверенность наблюдаются у людей, чьи родители были далеки от них эмоционально.
У каждого возраста свои страхи.
Новорожденный резко боится резких звуков и падений. С 2х месяцев младенец боится разлуки с матерью. Дальше это беспокойство только возрастает. Дети от года  пугаются неожиданных звуков, одиночества, боли,уколов и мед.работников. Трехлетний малыш боится темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом периоде у детей нередки проблемы с засыпанием: зовут мать ,боятся темноты и запертой двери.
У детей богатое воображение, поэтому они охотно одушевляют сказочные персонажи .Волк, Баба-Яга ассоциируются у малыша с физической болью. Такие детки страдают от дефицита материнского внимания и чрезмерной родительской строгости.
С трехлетнего возраста малыш опасается Кощея, Бармалея, Карабаса и других агрессивных персонажей, которые символизируют физическое уничтожение и предваряют появление страха смерти.
С возрастом страхи претерпевают изменения. Для младших школьников  характерно сочетание инстинктивно и социально опосредованных страхов. Младшеклассники боятся потерять родителей. Их пугают рассказы о смерти, покойниках, призраках и приведениях. Так же типичны страхи природных и социальных катаклизмов: наводнение, ураган, война, землетрясение.
Много социальных страхов присоединяется в ребенку от 10 лет: страх несоответствия общепринятым нормам. Например: опоздать в школу, не сделать уроки,не соответствовать ожиданиям взрослых и т.д.
Подростки боятся осуждения сверстников, физического уродства, наказаний. Их пугает перспектива  оказаться неуспешным, не справиться, не совладать с чувствами.
Обычно, возрастные страхи проходят с возрастом. Но, иногда, страхи принимают патологическую форму (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или в форму навязчивых мыслей.
Страхам больше подвержены люди, у которых в родительской семье доминировала мать, а отцовский авторитет подавлялся. Беспокойство чаще посещает единственных в семье детей, которые росли в условиях дефицита общения со сверстниками.
Здравствуй страх.
Чтобы победить страх, нужно поверить в то, что  он естественен  и  приходящ. Стоит разобраться  с проблемой, которая скрывается за этим чувством. Фобию можно преодолеть при активном взаимодействии с ней. Последующие переживания страха значительно ослабляют его действие. Пугающие ребенка ситуации можно воспроизвести  с помощью игровых методов. Старшим детям  предложите представить в воображении, а потом изобразить  себя и свою боязнь. А следом себя, побеждающего страх, смелого и решительного. Объект страха можно облечь в материальную форму не только в рисунке, в любой поделке. Для внушаемых людей используются  магические методы: Образ страха в поделке или рисунке уничтожается, сжигается и т.д.
Поддержка, любовь и внимание к детям помогут сформировать у них уверенность в себе, доверие к миру и чувство безопасности.

Previous post Next post
Up