Эта публикация с сайта KUDES.RU , которую можно прочесть и комментировать по адресу
http://kudes.ru/node/125479 То, из чего сделана кукла и то, как она устроена имеет большое значение. Да, это внешний план, это физические характеристики и кажется - не более того, то в случае, когда мы работаем над созданием символической, магической структуры любая внешняя деталь имеет уникальное значение.
Не может быть случайного выбора материалов и случайного обустройства куклы. Ведь всё это - смыслы - то, с чем мы будем работать, к чему будем обращаться. Чем сложнее кукла, чем с большим вниманием и концентрацией свершается работа по её изготовлению, чем больше придумок в неё заложено, тем больше она может.
Иначе говоря - информативная ёмкость модели может быть разная.
К примеру, мы заранее знаем, что одна из проблем, с которой нам предстоит работать - больное сердце у человека. Совершенно очевидно, что всё, что связано с сердечной деятельностью должно быть отражено в кукле - то есть мы должны создать отдельно сердце, обозначит сосуды к нему идущие, создать околосердечное пространство и т.д.
Важно понимать, что от нас не требуется анатомическое сходство, наше сердце может быть тряпочкой, сосуды - ниточками и т.д. Ведь мы создаём не анатомическую, а символическую модель. Однако, мы должны отобразить в кукле всё, что нам нужно для работы.
Вопросы начинаются с лица куклы. Нужно ли полное портретное сходство? И почему у некоторых кукол наоборот - не рисовали никакого лица?
На второй вопрос, ответ в Традиции известен - полагалось, что кукла с нарисованным лицом может привлечь к себе духа, а это, по мере угасания знания в народе, стало считаться опасным, обязательно нечистым. Тут не обошлось без давления со стороны авраамических религий, но в целом причина глубже - в эпохе невежества, в утрате навыков естественного общения со всеми силами этого и соседних миров.
Ведь ещё сохранилось знание о духе-помощнике, которого можно раздобыть себе в шаманском путешествии, о том доме для духа. который надлежит сделать шаману, чтобы помощник не ушёл, а остался помогать в этом плане бытия.
Изображения духа помощника, изображение тотемного бога, изображение, в конце-концов, лика какого-нибудь святого на иконе воспринимается вполне правильно. Лик, образ выступает проводником, а необходимая мера схожести - ключом для установления верной связи.
Поэтому, в принципе, нет ничего страшного в том, что у куклы, в том числе и обрядовой, может быть лицо. Вопрос лишь в том, чьё это лицо, какой образ оно проводит в наш мир.
По-сути дела, говоря о кукле портретной, используемой для волошбы, для установления связи с человеком, мы тоже должны руководствоваться необходимой мерой схожести и узнавания.
И далеко не всегда нам нужна фотографическая мера подобия. Конечно, фотография, портрет, тоже являются способом связи, обращения, но в кукле часто используется иной приём - выделения и укрупнения нужных деталей, фрагментов, черт лица.
По-сути дела, в искусстве это всем известный приём гротеска.
Но когда мы говорим о волошбе, о том, как проявляется сакральная природа, мы понимаем, что такое выделение значимых черт лица управляет вниманием кудесника, формируя поток воздействий в нужные, визуальное очерченные направления, смыслы, проблемы.
Кукла с укрупнёнными чертами лица, имеющая условную меру схожести, позволяет не хуже куклы портретной устанавливать связь с человеком, но при этом уже регулирует характер такой связи, расставляя акценты возможной работы.
Такая кукла усиливает одни черты и качества личности, микширует иные, не нужные свойства, то есть активно воздействует, видоизменяя образ самого человека.
Этот приём замечательно работает, когда нам нужно инициировать те или иные изменения в человеке.
Фотографичность и детализация так же могут быть полезны для определённых задач,
к примеру, можно вспомнить практику создания посмертных масок царей, полководцев, героев.
Работа с посмертными масками может быть самой разнообразной, а силу связи с умершим можно может ощутить практически любой человек, собравший внимание на такой маске.
Так что, характер и стиль могут быть различны. Многое решается в зависимости и от техники создания куклы, от материалов, что используются в процессе работы.
Примерно тот же принцип действует в отношении того, как делаются конечности, и как делается тело куклы.
Здесь, впрочем, есть много важных соображений.