Эта публикация с сайта KUDES.RU , которую можно прочесть и комментировать по адресу
http://kudes.ru/node/125430 (публикуя небольшие фрагменты книги)
Однако, вопрос о том, почему в моделях описании цикличного времени, мы используем 12 знаков зодиака требует пояснений.
.
Есть несколько версий о причинах того, что стройное и логичное разделение годового круга на восемь частей в следующем шаге дробления дало не шестнадцать, а двенадцать знаков зодиака.
Одна из версий, которую, к примеру, излагает А. Дугин, заключается в том, что по мере переселения под давлением ледника на юг, люди утратили очевидность и наглядность действия годового 8-ми(16-ти) частного цикла. Им требовалась иная система, более подходящая для описания световых циклов в тропических и экваториальных зонах.
Возможны и другие представления о том, как именно сформировалась 12-ти знаковая система. Так, в качестве версии можно предположить, что 12 секторов годового круга возникли, как 8 уже известных секторов, к которым прибавлено ещё четыре «святочных» периода вокруг точек солнцестояний и равноденствий. В известной мере, это подтверждают и этнографические источники, указывая на то середу особых дней вокруг Коляды, Масленицы, Купалы и Таусеня - т. е. Вокруг четырёх праздников изначально возникших именно в привязке к астрономическим событиям.
Возможны, впрочем, и другие гипотезы, к примеру, если убрать из 16-ти частного разделения года те самые сакральные святочные особые периоды, мы опять же получим 12-ти частную систему.
Еще один вариант возникновения именного такой зодиакальной схемы связан с устойчивым представлением о годовом круге, который разделён на три, а не на четыре сезона. Это опять же- деление более понятное для южных широт. И далее, в каждом из трёх сезонов возникает деление на четыре месяца ( по числу сторон света, первоэлементов и т.д.).
Известно индийское разделение года на 6 - 12 частей, известны 24-частные системы. Однако, все эти подходы в меньшей степени отражают логику годового круга народов Северной Традиции.
Не стоит так же забывать и о разделении года и зодиака на 10 секторов - 10 месяцев и 10 знаков зодиака. Разделение на 10 (20 секторов) связано скорее не с логикой года, а с 10-пальцами рук у человека. Оно так же, в меньшей степени связано с солярной логикой года, и в большей степени является утилитарным, профанным способом счёта времени.
Достаточно широко известны утверждения некоторых наших современников, в частности А.Хиневича, о том, что в древности у русов был именно 16-ти частный календарь.
При всём том, что логика такого рассуждения вполне понятна и даже в чём-то удобна для некоторых самобытных астрологических моделей, следует отметить, что нам не известно никаких действительных оснований для того, чтобы считать такой подход действительно имевшим место быть когда-либо.
Думается, что 16-ти и 32-х частная модель разбивки годового круга в известной мере могла бы стать интересной системой расшифровки смыслов годового круга.
Тут нужно заметить. что реконструкции некоторых исследователей, сводящие астрологическое знание Северной Традиции к 8-ми частной системе вызывают, как минимум, профессиональный скепсис у практикующего астролога. Очевидно, что 8 секторов года важный, системообразующий. но явно не достаточно подробный для работы астролога уровень знания.Очевидно, что если и разрабатывать именно эту логику северного годового круга, нужно идти дальше, детализируя и прорабатывая подобное направление.
При этом, конечно, нужно сразу решительно отказаться от попыток выдать сегодняшний поиск и моделирование таких смысловых систем за какие-то откровения предков, доставшихся на сакральных пластинках и т.п.
Случается большой вред от утверждений о том, что кто-то якобы располагает древними текстами, табличками и прочими свидетельствами. В частности, эти фантазии затрудняют действительно возможную работу по созданию или реконструкции таких систем толкования годового круга.
Ведь когда человек серьёзно погружается в работу, он может услышать, почувствовать определённые нисходящие идеи.
Разумеется, нужно сознавать, что такой поток порождает и множество ошибок, но мы всё равно должны обращаться к источнику вдохновения, пусть и едва уловимому, потому, что именно так Традиция оживает в нас сегодня.
Авторы исследований действительно порой не могут пояснить почему они выбирают ту или иную версию. Но тем важнее не поддаваться соблазну имитировать якобы древние источники. Именно это наносит вред Традиции, а не поиск проявлений Традиции как таковой.
Так, мы знаем о развитой системе гексаграмм, которые по-сути дела представляют следующий шаг дробления годового круга до 64 элементов.
И то обстоятельство, что гексаграммы известны нам прежде всего в связи с китайкой традицией, едва ли должно смущать нас, рассуждающих о Традиции Севера.
Дело в том, что происхождение гексаграмм в самих же китайских источниках связывается с белым народом, что пришёл с севера, сведения о котором не слишком точны и противоречивы.
На сегодняшний день мы знаем о различных последовательностях и системах толкования гексаграмм. И тут, конечно, мы должны осознавать, что труды эти создавались уже в Китае, а потому и оказались привязаны к реалиям другого народа, климата, предания и способа мышления.
В силу этого, представляется невозможным просто взять ту или иную систему толкования И цзин для толкования смыслов годового круга Севера. Возможно, что Мавандуйская последовательность гексаграмм в наибольшей мере отражает изначальную логику Северной Традиции, однако, об этом мы подробнее поговорим в соответствующих разделах нашей работы.
На данном этапе размышлений мы просто отметим, что последовательность 1-2-4-8-16-32-64, в целом, обоснована логически и соответствует древним преданиям и школам.
Наряду с наиболее распространённой системой 12-ти знаков зодиака (которые дают нам тоже важный смысловой ряд 3-6-12-24-48) мы получаем множество способов описания движения циклического времени.
Этот комплекс знаний, хоть и со значительными утратами успешно используется современной астрологией.
Надо заметить, что и 8-ми и 12-ти секторальная системы зодиака не имеют глобальных противоречий между собой, более того, они едины в описаниях основных годовых точек, сюжетов различных сезонов и т.д. Это мы покажем далее в нашей работе.
Все эти зодиакальные системы по сути дела являются календарём циклического времени вечного возвращения определённых сюжетов, в которых именно возвращение Солнца в тот же градус на эклиптике и является главным смысловым циклом.
Да, можно говорить о циклах больших циклах, которые заданы другими планетами, которые тоже проходят путь в своих проекциях на Зодиак, можно говорить о фиктивных точках, словом, задействовать привычный астрологический арсенал, но это всегда будет разговор про календарь, а не про реальную ситуацию звёздного неба, которую можно увидеть на дворе загородного дома в любую безоблачную ночь.
Иначе и проще говоря, календарь имеет глубоко символическую природу возвращающихся и пересекающихся между собой вечных сюжетов.
И именно поэтому, этот раздел астрологии не учитывает прецессию и использует так называемый тропический зодиак.
Это плохо понимают те люди, которые пытаются обвинить астрологов в астрономический безграмотности, дескать на небе “всё по другому”.
Но по сути дела, это такая же абсурдная претензия, как и обвинения, предъявляемые к будильнику о том, что он звенит до того, как наступил рассвет. Будильник же просто возвещает, что включился сюжет “пора на работу”, вне зависимости, к примеру, от времени года.
Другое дело, что астрология не исчерпывается календарным временем, она ещё говорит и о времени линейном, т.е. не земном, иначе говоря. Именно в рассуждениях о таком времени мы говорим о том, как влияют на нас звёзды, как влияет на нас не только зодиак, а все мистерии неба, те истории, которые рассказаны в мифах, сказках, песнях и т.д.
Этот второй подход как раз и предполагает учёт прецессии и множества иных методов астрологической работы.