Мир в разные стороны

May 12, 2010 03:24


Originally published at Студия "Гнозис". You can comment here or there.



Так уж ведётся на этом свете, что в юности человек связывает с будущим все самые смелые и яркие ожидания, а в старости чаще всего полагает прошлое источником своего счастья и радости.

Конечно, случаются исключения, бывают и молодые, что страшатся завтрашнего дня, бывают и старики, полные захватывающих планов на несколько жизней вперёд.
Но обычно человек, проживая годы за годами, постепенно меняет своё отношение к идее прогресса.


Чем длиннее жизнь, чем больше сомнений в том, что мир развивается к лучшему. С дистанции прожитых лет новые, грядущие времена человек видит в образах падения и утрат.
Вопрос "куда мы катимся" - характерная, рубежная отметина окончания молодости. Будто печать Сатурна -Хроноса проявляется на челе человека, меняется вектор миросозерцания.

Аналогичным образом мы можем выделить и основные типы цивилизаций, культур, религиозных и философских систем. Это две принципиально разных картины мира, два типа миросозерцания.

Один тип в большей мере тяготеет к такому глобальному понятию, как Традиция.
В этой системе ценностей всё самое важное, значимое для человека отнесено в прошлое и чаще всего связано с предками - отцами, дедами, с родом, уходящим в глубь времён.
Этот мир будто вырастает из архаического древа знаний, жизненных установок, которые когда-то были даны людям богами - отцами народов, основателями этносов, источниками самобытных религий.

Такой тип сознания помнит о том, что именно из великого прошлого человек наследует всю жизненную силу, именно бог - отец Рода дал главные знания, которые и даруют человеку счастливую и праведную жизнь.

И раз так, то и всё самое хорошее у человечества в прошлом. Задача же каждого следующего поколения - бережно хранить когда-то данную Традицию.

Понятно, что люди с такой точкой зрения не ждут от будущего ничего хорошего. Культура Традиции учит человечество тому, что чем дальше оно будет держать свой путь в глубины новых веков, тем хуже будет становится жизнь.

Нравы людей будут грубее и грубее, целостные когда-то знания о мире будут дробиться на бестолковые в своей обособленности кусочки информации, когда-то крепкие людские сообщества, основанные на чести, уважении и взаимоподдержке будут распадаться в силу того, что людьми будет всё больше и больше овладевать бес индивидуализации, обособленности и личной неповторимости.
Человек Традиции с детства знает, что прогресс неизбежно приводит к истощению всех жизненных сил общества и далее природы, всей планеты.

Люди, полагающие, что счастье человечества сокрыто к глубине веков, крайне настороженно относятся к любым новациям. К примеру, в семьях некоторых староверов, сохранивших свой уклад даже при советской власти, такое достижение прогресса как трактор полагается вредным, неизбежно ведущим ко греху. Почему казалось бы? А потому, что в результате использования этого трактора, семья соберёт урожай больше своих потребностей.

Возникнут излишки, излишние продукты, деньги - одним словом прибавочная стоимость, а значит - разгорятся желания, начнёт развиваться лень, зависть - придут ненужные искушения, которые только испортят человеческую природу, затруднят человеку путь к Небесному Отцу.

И потому, к примеру, общества архаической культуры намеренно уничтожали излишки урожая в ритуальных пирах и жертвах богам. Излишнее владение, бездумное потребление лишь ухудшает человека.

Такая картина мира проникнута понимаем неизбежного конца всех времён и только после него - началом нового цикла, возрождения прведной Традиции.

Однако современное общество западной, постхристианской культуры последние века строилось на совершенно иных, прямо противоположных идеях, в которых прогресс рассматривается как важднейшая задача бытия каждого человека в отдельности и всего мира в целом.
Всё самое лучшее, дорогое, светлое соотносится именно с идеей прогресса, развития общества. Прошлое же мыслится не иначе, как тёмное, невежественное, жестокое, полное войн, эпидемий, нелепых предрассудков, закрепощённости личности и т.д.

Именно этой идеей прогресса и был одержим весь западный мир последних столетий, именно в этой концепции неизбежного счастливого будущего воспитывались все последние поколения.
Сроки наступления окончательного счастливого будущего периодически декларировались в качестве целей разных народов. Пресловутое обещание Хрущёва о победе коммунизма к 1980 году, при всей его гротескности, ничуть не выходит за рамки представлений о прогрессе, как о главном источнике всех благ человека.

При таком подходе неизбежно возникает общество нацеленное на бесконечный рост запросов, желаний, доходов, ресурсов - возможность бесконечного потребления полагается признаком успеха, правильного развития, счастья.

В общем-то, какую картину мира не рассматривай, всё сводится к этому самому понятию счастья без которого человеку так неуютно жить.

А концепций счастья человечество наплодило великое множество. Религии связывают оное счастье с верой в того или иного истинного бога, науки видят его в просвещении, бизнес - в доходах, общество - в семейных ценностях.
Для кого-то это победы в войнах, смерть врагов, для кого-то здоровый мир и синее небо над головой. Мы не будем искать правильный ответ - люди различны, пусть у каждого будет своя версия счастья...
Ведь наши способности восприятия гармонии различны, цели наших воплощений в этом мире - различны. Каждый проходит свой участок пути к Единому.

Но допуская эту простую мысль о праве каждого на своё счастье, мы оказываемся в ловушке следующего размышления:
раз счастье не универсально для всех, то у нас нет и в принципе не может быть единого отношения к природе времени.
Мы не в состоянии определить, стали ли люди лучше, счастливее за минувшие тысячи лет.

Сторонники противоположных взглядов на историю будут приводить свои "железные" аргументы.
Одни расскажут нам об ужасных тёмных временах человеческих жертвоприношений, публичных казней, страшных эпидемий, о рабстве, высокой смертности - словом о всех тех кошмарах, которыми полны наши школьные учебники истории.

Последователи других взглядов укажут на мировые войны просвещённого двадцатого века, ядерное оружие, на нездоровую пищу, на грядущий тотальный контроль информационной эпохи, на то, сколь глубоко погружён современный человек в навязанные ему схемы обязательного пожирания благ цивилизации.
Рабства, стало едва ли меньше, а счастья - едва ли больше.

Очевидно, что частицы истины принадлежат любой точке зрения,а споры не приведут к торжеству какой-то из сторон.

Захватившее нас нынешних время время постмодерна обесценивает само понятие универсальной правды. Современный человек привык к тому, что любое утверждение оборачивается своей противоположностью, мнимостью, иллюзорностью.
Мы уже ни в чём не уверены окончательно, ведь даже собственное наше существование всё больше виртулизируется, распадается на ники и аватары, субличности, обособленные роли.
И в каждом из нас оказываются и сторонники традиций и певцы прогресса. Кажется уже, что нет никакой идеи, которая бы могла действительно увлечь нас, изменить бытие. Человек посмодерна ищет развлечений, истинное увлечение становится недоступным для большинства из нас.

Ещё одна обманка нынешнего мира заключается в завышенной значимости информации. Вроде бы мы только входим в информационное общество, впору бы только предвкушать это супер общество всезнаек с поисковиком от Гугла где-нибудь на роговице глаза... Загрузка книги за одно моргание и прочие нано прелести.

Но, беда в том, что пропорция тут обратная - чем больше такой информации, тем меньше действительного знания - ведания в человеке. Вообще - весь тот мультимедийный поток, в который мы все так сладостно окунулись, собственно, симулирует наши способности.

До недавнего времени ценность сказанного слова предопределялась бытием человека в каком-то определённом месте и времени.
А значит, хоть в какой-то мере ещё была соразмерность сказанного и действительного.
В этом смысле, знание предполагает становление в волевом проявлении личности.
А для этого нужно время, осознание его движения - для каждого человека - своего, индивидуального движения.

Ведь есть некоторый внутренний ритм каждого из нас, позволяющий, к примеру, формировать желаемые события, реализовывать задачи и т.д.
То есть, нужно прожить надуманное, иначе говоря, претворить информацию в чувственно воспринимаемый образ.

Но лавинное возрастание информационного потока чаще всего просто разрушает такие процессы становления человека. Воля не успевает формировать событийные ряды по давлением всё новых и новых информационных волн, жизнь вымывается, едва только начав созревать.
И потому человек утрачивает радость бытия, едва только фиксирует приближение к только что желаемой цели. Пресыщение быстро обесценивает всякое обладание.

Опыт рассыпается на недоделанные фрагменты, которые, впрочем, собираются в некоторые глобальные рисунки на уровне управляющих надчеловеческих эгрегоров. Творение мира уже не носит человеческий характер.

А сам человек к освобождению сознания, как минимум - не приближается.

Человек бессилен, лишён магии потому, что давно растождествляет слово и дело. Случается распад привычного тождества, человек уже не знает где же он на самом деле существует.
И потому мы всё больше и больше расстаёмся со своим со-знанием.
Наши слова мертвы, мы не способны к творчеству, потому, что творчество определяется нашей способностью быть, жить, а не симулировать житие.

Обратная тенденция, впрочем, тоже наблюдается, это правда. В ней можно усмотреть смысл подобный возрастанию зерна в богатом перегное.

В чём этот смысл?

Да, виртуальные среды интернет бытия, мультимедиа, самолёты, психотехники размывают такие базовые понятия как "здесь" и "сейчас".
Ведь как, к примеру, определить эти самые где и когда, если что-то важное человек проживает на интернет-форуме - т.е. в среде вне физического пространства и времени.

В такой ситуации утрачивают силу привычные в веках религиозные обряды, просто потому, что у многих людей меняется сама модель восприятия собственного бытия. У обычного человека сегодня могут быть дела одновременно где-нибудь в Южной Америке, в Индии, в Москве и Архангельске. При этом сам он может жить во Владивостоке. Но всё же одновременно действовать в разных местах и часовых поясах. Казалось бы в этом нет ничего удивительного, это просто современные технологии.

Но что же на самом деле происходит? Что кажется теперь настолько простым, что порой просто не замечается? Прежде всего - изменение восприятия времени. Оно всё больше и больше становится привычной пространственной координатой.

Да, с помощью электронных костылей, но мы можем быть одновременно в разных местах, мы можем связаться с такой частью света, где уже наступило "завтра", или с той, где ещё "вчера".
Наиболее важным в этих процессах кажется то, что для нашего ума становится привычной четырёхмерность бытия, в котором время - просто ещё одно измерение.

И как только человек начинает осознавать это обстоятельство, для него в принципе исчезает выбор между ценностями традиционалистов и прогрессистов.

Иначе говоря, оказывается совершенно не важным вопрос - развивается или деградирует человечество.

Ведь если время это только ещё одна составляющая более сложных пространств, то в них одновременно наличествует всё то, что мы считаем плохим и всё. то, что мы нарекаем хорошим.

Настоящая реальность человечества состоит из всех вариантов одновременно. Это реальность символического бытия, уровня, где живут архетипы.

Именно туда устремляется сознание человека на новом этапе. Этот уровень множественности значений имеет множество имён - слой высших архетипов, Хроники Акаши, Ноосфера Вернадского, Семиосфера структуралистов - не важно, как это называть, важно, как сможет сознание современного человека вобрать в себя эти символы.

И тут человек прогресса, века информации оказывается совершенно беспомощным, в то время, как человек Традиции, архаики куда лучше осведомлён о природе общения с миром символов.

Бытие на этом проявляющемся уровне предполагает сплав навыков программиста и шамана, а режиссура собственного бытия оказывается возможной только при условии знания техник самых разных эпох.

Одна из преград, с которой сталкивается современный человек, ищущий сколько-нибудь внятного понимания о себе, заключается в том, что у нас почти утрачен язык, система образов, с помощью которой мы могли бы описывать собственные миры.

Прогресс слишком долго воевал с Традицией, а в результате этой борьбы мы пытаемся говорить о себе и друг о друге посредством беспорядочного набора символов, мифов, которые принадлежат культурам весьма различным - и по времени и по эпохам. Архетипические сюжеты, которые стоят за нашими словами, нам часто вообще не понятны.

В результате - современный человек Прогресса с мешаниной вместо знания просто не может использовать правильно данные ему Традицией навыки работы с символическими средами.

Как в конечном итоге - свой путь вообще у каждого человека. Тут настоящий универсализм не в том, чтобы просто сказать - все люди братья, а все боги и религиозные системы - одно и то же. Слишком было бы просто и плоско.

Универсализм нового сознания, к которому современный человек лишь подступает как раз в обратном - в признании различий и в равноправии их. В приятии и использовании двух вроде бы противоположных точек отсчёта.

Потому, среди прочего так важно увидеть внутри себя свои действительные сюжеты. Один из методов такого познания - работа в мистериях, с родными мифами, сказками, годовым кругом и другими почти утраченными признаками жизни в Традиции.

Думается, что этой задачей будут заниматься люди, которые сформируют новую волну обживания опустевшей земли за пределами городов.

Цивилизация мегаполисов, централизации, поглощения окраин не сможет существовать без формирования нового потока - тех, кто уже вобрал в себя технологии прогресса и потому теперь ощущает призыв обновить пространства Традиций. Как ни странно, но возрождение той же деревни в нынешнем мире не возможно, если этим не займутся именно городские люди, возможно потомки тех, кто в прошлом веке уезжал в города.
Мир существует как сумма противоположных тенденций, и по сути дела, он не становится хуже или лучше. В нём одновременно существуют все версии бытия.

Мы постоянно скользим между мирами, между версиями вселенных, до поры совершенно не замечая этих механизмов.
И до времени не осознавая того, что нам суждено увидеть себя во всех зеркалах сразу.

прогресс, время, Традиция, Текст

Previous post Next post
Up