Originally published at
Студия "Гнозис". You can comment here or
there.
-Но ведь цивилизация предлагает совершенно новые способы жизни. И это не плохо! Люди узнают себя заново. Так, как ни в одной деревне себя бы не узнали. Просто всё стало иначе. Не хуже вовсе.
(из беседы)
Да, очевидно, что город, а особенно современный мегаполис, серьёзно ограничивает взаимодействие человека и традиционных природных сил.
И утверждать, что человек теперь не зависим от влияния стихий огня, земли, воды и воздуха было бы странно - до той поры, пока мы погружены в тела, немного рано думать о такой обособленности. Но всё же нельзя не заметить, что в ванных наших квартир не вздыхают духи-банники, довольно редко уже люди замечают жизнь домовых в новых комфортабельных жилищах и т. д.
Так или иначе, но интенсивность взаимодействия с такими персонифицированными представителями стихий в городе ощутимо меньше, чем в глухой деревеньке. Человек не видит звёзд на городском небосклоне и потому не без оснований, кстати, думает, что и звёзды меньше влияют на него.
Традиционные и совершенно естественные признаки живой среды, сам принцип восприятия мира как живого существа, становится понятен скорее по каким-то статьям, книжкам, нежели из личного опыта.
Замечательно, конечно, что современный человек стал задумываться о планете, как о живом организме, о единой среде и т. д., но в тоже время, он начисто лишён личного опыта такого взаимодействия.
И потому, входя в городской парк, ему и в голову не приходит, что возможна встреча с каком-то живым духом этого самого садово-паркового хозяйства.
Старые городские застройки, кстати сказать, ещё оставляли какую- то возможности почувствовать в каждом дворе свою среду, настроение, энергию. И одна подворотня не равна другой, а всякий мост таки сохранял ещё сакральный смысл перехода в другие среды, иные измерения иного городского квартала.
На подобных ощущениях как-то возникла идея «городского шаманизма», как особой разновидности магического сознания, но и тут, новые среды мегаполисов практически не оставляют шансов для тонкой работы с духами.
Почему так - легко ощутить, заметить в тот миг, когда вдруг вырубается электричество в доме, а лучше во всём районе города. Вмиг наступает звенящая тишина, когда волны только ещё гремящей уранической энергии бегущих по проводам электронов перестают забивать традиционные каналы восприятия.
Несколько часов такого сидения перед разряженным ноутбуком и замирающим сотовым, конечно, вгоняют современного уранического человека в глубоко унылое состояние, но всё же - если внимательно понаблюдать за своим состоянием, можно заметить, как что-то забытое, но важное оживает внутри.
Конечно, можно долго и аргументировано перечислять утраченное - традиция теряется, мы не знаем природы, не слышим трав, не понимаем посланий собственного организма, не видим связей межу котлетой и коровой... Утрат очень много и много людей прилагают много сил для сохранения и возвращения к этим утраченным почти знаниям.
Есть, впрочем, и другая мысль.
Да, мир вокруг человека меняется, среда наполняется другими смыслами, реальность начинает перетекать в иные формы, электронные среды оказываются не менее важными, а связи меж людьми через ту же переписку по аське вдруг становятся физически ощутимы.
Оказывается, что утратив связь с духами рощи, человек обрёл связь с духами сайтов, программ и прочих объектов иных, пожалуй, что и более тонких измерений.
Конечно, можно сказать, что эти объекты чужды природе человека. И так многие говорят. Хотя, точнее было бы говорить о том, что эти связи более отделены от природы физического носителя человека. Но едва ли от целостной трёхчленной «человеческой комплектации» - тела, души и духа.
Да, мир сдвигается в сторону иных плотностей, предлагая нам новые реалии и новые типы энергий. С этим едва ли возможно спорить.
Другое дело, что не ясно до конца, как относиться к таким процессам - как к неизбежному этапу развития сознания, либо, как к изысканной форме деградации.
Сторонникам идеи развития тут следует учесть, что новые уровни всё же удручающе мертвы.
В наших уранических пространствах нет жизни.
Лешие или домовые, к примеру, вполне автономные живые существа. Чего не сказать о героях игр, о пульсе процессором в наших ноутбуках и т. д. Иначе говоря, всё созданное нами в этих плоскостях бытия быстро ломается, ржавеет и трескается. Превращается в хлам, про который нельзя сказать, что он «умирает».
«Мой сотовый сдох» - увы, лишь плохая метафора, ибо сотовый никогда и не жил.
Конечно, прогрессисты скажут «дайте только срок» и всё оживёт. И, вот, традиционалисты же, напротив обладают непрерывным животворящим опытом обращения к истокам.
Да, плотность мира меняется, но чем это оборачивается - сказать трудно.