Второй полюс (ч.2)

Jan 28, 2009 06:34


Originally published at Студия "Гнозис". You can comment here or there.

Конечно, в сегодняшней России довольно сложно говорить о наличии какой-либо устойчивой линии передачи дохристианских культов, относящихся в более глубоким пластам единой духовной Традиции, часто соотносимой с гиперборейской северной цивилизацией.


Интересно, что согласно традиционалистской философской мысли в интерпретации А.Дугина, именно православие, а точнее - староверие оказывается наиболее аутентичным хранителем древнейшей северной традиции.
И, кажется, в этом есть определённая мера правды, несколько веков лютых гонений на старообрядцев не смогли прервать эту традицию - к началу двадцатого века в Росии сохранялось около шестисот общин разнообразных старообрядческих согласий.
Хотя, конечно, такой взгляд на православие весьма своеобразен, ведь по сути дела, получается , что ценность этой конфессии прежде всего в том, сколь много она впитала от дохристианских культов, а через это сохранила и смогла донести до нас северную традицию.

Впрочем, это был далеко не единственный вариант передачи древнего знания.

Есть такие российские регионы, где влияние альтернативной ветви было весьма ощутимым во все времена, где сакральная нить сохранялась в этнических ночных культах. В основном это касается малых народностей, которые через века передавали свои системы верований, ритуальные практики, свою линию преемства жрецов.

Интересно, что в двадцатом веке, изменилась лишь тактика сокрытия знания - эзотеризм на время скрылся под этнографическими ценностями.

Так что не удивительно, что в 90 годы прошлого века, когда ситуация стала более свободной жрецами возрождаемых культов стали недавние историки, краеведы, актёры, режиссёры национальных театров- словом те люди, которые на самом деле десятилетиями хранили и передавали традицию, но, так сказать, «по линии культуры».

В значительной мере вся российская культурная традиция имела в последние столетия сакральный, инициатический характер.

«Поэт в России больше чем поэт» - знакомые строки, которые впрочем, не всегда домысливаются далее - кем же на самом деле являлся поэт в России ?

И тут-то кажется ответ очевиден - творческая личность, будь то писатель, актёр, поэт и т. д. Воспринималась современниками как канал духовных знаний. По сути дела, именно культура взяла на себя задачу духовного окормления - ту самую задачу, от которой церковь давно отказалась в силу изложенных выше причин.

И потому именно в русском театре, к примеру, так важен принцип единства труппы - ведь по сути дела, речь -то идёт об общине, о людях, объединённых задачей духовного делания. Образ театра-храма до сих пор является вдохновляющим для российской линии режиссуры.

А сколько свидетельств инициаций нового жреца в храмах русской культуры :
«Старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил» - свидетельствует о своём преемстве Пушкин
«Новый Гоголь явился!» - восклицает Некрасов о молодом Достоевском.
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели» - едва ли не универсальная формула русского художника, носителя традиции, которая позже будет проявлена уже символистами, как отдельная духовная ветвь, существовавшая на этих землях задолго до той или иной «канонической» конфессии.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

сзывала варварская лира Блока, совершенно определённо устанавливая тысячелетия духовного развития на этих землях.

Стоит только отвернуться от идеологически веками выверенного мифа государственно-церковного миража третьего Рима, как мы увидим никуда не исчезавшую веками полярность дневной и ночной культуры.

Многие десятилетия именно культура сохраняла знание об эффективных методиках, ведь не случайно обращение многих современных духовных искателей к опытам и книгам Станиславского, Михаила Чехова, Мейерхольда и т. д.

В нашей стране именно культура стала основной формой исповедания, и именно её представители стали действительными Учителями нации - имя Солженицына или Лихачёва куда больше поясняет действительную роль брахманов в обществе, нежели чей-то «священный» сан, костюм или должность.

А потому не вызывает никакого удивления нынешнее разнообразие духовных поисков. И это никакой не разгул сектантов, как хочется интерпретировать эту ситуацию поборникам единственно верной, как всегда руководящей и направляющей идеологической машины, а совершенно естественная ситуация проявления из-под гнёта сакральной и в какой-то форме всё же живой традиции .

И в сущности, в такой функции культуры нет ничего не обычного - истинная культурная практика так же (в астрологическом символизме) относится к девятому дому, как и проповедь, богослужение или ритуал.

Утрачена целостность знания, причём настолько, что обладатели разных осколков часто вообще не подозревают о том единстве, к которому они принадлежат.

инстинкт театральност, православие, духовные практики, театр, Текст, символисты, девятый дом

Previous post Next post
Up