Originally published at
Студия "Гнозис". You can comment here or
there.
Бывает, что люди сдерживаются. Бывает - сдерживаются долго, некоторых хватает на несколько лет. Люди не растворяют, люди копят. Увы, не велика цена этой аскетики - тем громче потом хлопают двери и стучат кулаки по столу, бьётся посуда и изливаются проклятия.
Это понятная ситуация, многие люди, видя такие примеры «пользы» терпения рассуждают казалось бы совершенно логично - терпеть не нужно, сдерживание реки лишь увеличивает уровень воды за плотиной - когда-то, мол, обязательно прорвёт.
Вот, маленький мальчик топает ножками и требует машинку в игрушечном отделе. Родительский отказ - и он оглашает воем пространство в радиусе доброй сотни метров.
Родители злятся, шикают на ребёнка, «как тебе не стыдно». «я же сказала - нельзя», «сейчас нас выгонят из магазина» и т.д. Ребёнок, впрочем, плачет от этого ещё сильнее.
Родители просто не знают, что лет до пяти он в принципе не способен воспринять воздействие через Сатурн - через дисциплину, через запрет, через правило. Не способен потому, что Сатурн ещё не включился в его карте вообще.
У маленького человека примерно в год начала работать Венера - начала развиваться сфера желаний - формы мира стали интересны, заманчивы, притягательны. А к двум годам заработал Марс - действенная такая планета -вот и стало дитя добиваться куколок и машинок через слёзы, топание ножками, крики ...
И если его начать дожимать «под сатурном» оно не воспримет это воздействие верно - дитя просто расшифрует это воздействие как ситуацию, когда его разлюбили. Поэтому нет никакого смысла в аскетических техниках в этом возрасте. Лучше просто переключать внимание у малыша.
Но вот у взрослого человека немного иначе дело обстоит, кажется... Или всё так же, как и ребёночка?
Вот, большой дядя директор хлопает кулаком по столу, мерцает глазами, наливается багровыми оттенками. По всему видно - руководит.
Вот, на семейных кухнях кричат, вот шумит очередь...
Одним словом шумно.
Ведь что такое, к примеру, ругань милых супругов? Не слишком грамотное, весьма не умелое, но - высвобождение энергии по каналу Марса.
Он ей отдал энергию, обозвав её дурой, она - ему, определив его козлом. Пообщались, обменялись импульсами. Всем полегчало, лица стали красные - огонь вырвался наружу, руки задрожали и успокоили - жизнь вроде бы как продолжается.
Форма общения как-никак, энергообмен.
Сдержать импульсы в себе? Но ведь и общения не случится. Можно возразить - дескать, а нужен ли такой обмен, такое общение?
Хорошо, допустим, что такое общение не нужно. Этот ответ и проходит под Сатурном.
Ну, а как быть в той ситуации, если другой форме общения люди не обучены?
Не все знают, но оборот Сатурна вокруг Солнца - 29 с половиной лет. Иначе говоря - только к тридцати годам человек получает первую полноту опыта о себе - о том, как он может управлять собой в различных ситуациях. Взросление случается.
А до этого времени аскетика, конечно, навык самоограничения и привычек уже есть кой-какой - но по определению не полный.
А значит - определённые сферы жизни человек будет познавать через планеты более «низкие»,более быстрые - через конфликты Марса, через наслаждения Венеры, через вдохновения Юпитера и т.д.
Так мальчики и девочки в определённом возрасте выражают симпатию через пинки, дерганье за косички и прочие неуклюжести. Что делать с этой малоопытностью? Прочитать им книгу о правилах хорошего тона?
Очередные каменные скрижали тяжело упали на учительский стол...
Очевидно, что для обеспечения правильного поведения, детишек лучше бы связать, местами зафиксировать гипсом и развести по разным углам.
Будет потише, но действительного знания у них не прибавится. Потому, что знание - это только прожитый опыт, случившийся обмен информацией.
И этот опыт проживается через ту планету, через тот канал, на котором человек может существовать. А освоение новых каналов более высоких планет - чаще всего через множество повторов, через многократные ошибки.
Повтор за повтором одного и того же процесса позволяют человеку что-то заметить, увидеть причины искажений и действительно измениться.
Неизбежность такого рода ритмов заключается в том, что истина доходит до человека в грубой, жесткой, искажённой форме.
Это верно на всех уровнях - от мальчиков и девочек, до причин мировых войн.
Первоначальный импульс восходит с низов.
Человек, павший в сансару склонен воспринимать идею только в отражении от этой самой плёнки иллюзорного бытия.
Истина падает в океан материи, ищет отражения, формы в ней и только таким - отраженным, грубым способом оказывается доступной для человека.
Человек подбирает её с самой земли, потом отряхивает, очищает, осмысляет и возрастает, очищая её от грубой формы. Н в самом начале - форма весьма груба.
Изначальное правильное изложение прекрасной идеи окажется просто не услышанным. В этом феномен тех гениев, что так и остались без всякого признания - они услышали истину слишком рано, до того, как она успела отразиться в океане бытия.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. ( А. Ахматова)
Одические рати правил лишают опыта, гнозиса.
И потому подавление часто лишь усиливает внутренний конфликт, который нарастает внутри человека и требует познания.
И чем больше сила подавления, тем больше каналов энергообмена оказываются перекрытыми. Так, сторонники пути запретов быстро теряют всякую социализацию, возможность хоть что-то реализовать в этом мире. И потому, монастырь в этом виде - закономерный удел сторонников идеи обнуления.
(Какой монастырь может(должен был бы) быть в идеале - разговор особый. Для краткости можно вспомнить пифагорейцев, к примеру.)
Но что же делать с дядькой - начальником, который стучит кулаком по столу, ругается, пьёт валидол и охает о том, что ничего, мол, с собой сделать не может.
Почему не может? Да потому, что не знает себя. Вот, оставить его после работы в его кабинете и начать репетировать с ним все это его стучания по столу, его крики <его детские топанья ножками перед прилавком с машинкой>. Дубль один, два, десять, тридцать...
И каждый раз всё глубже смотрение в самого себя. Где зарождается гнев, на что он похож? На красный чугунный шар в центре живота? Какого цвета этот шар? Ах, да он уже не красный, уже маленький и зелёный? Просто шарик? Уже сдувается? Ах, уже его и не стало...
Повторите процесс двадцать раз. Каждый раз, воспроизводя и глубже постигая причины и взаимосвязи. Осознанное воспроизведение любой страсти даст познание процесса, а значит - даст освобождение от неё.
Это, кстати говоря, тоже действие и под Сатурном. Но в данном примере Сатурн работает иначе - не на прямое подавление, а на познание через повтор. Тоже усилие, тоже систематичность, но мы не пытаемся остановить реку, мы пытаемся её понять.
Ладно, ухмыльнутся оппоненты. По столу кулаком, быть может, и можно стучать без особого вреда. А вот, как же быть с обжорством или - что ещё хуже - с алкоголизмом и наркоманией? Там-то как повторять с целью познания? Так ведь и помереть не долго.
Да, в этих ситуациях возникает непростой вопрос - успеет ли человек в этой жизни понять нечто важное. Но избавить человека от поиска ответа всё равно не возможно.
Потому и помирают, что физическая форма не выдерживает груза познаваемой идеи. Идея оказывается слишком энергийна для физической формы.
Такова цена не только искателей истины в стакане, но и шире - миллионы погибших в войнах, проявляли ту или иную глобальную энергию, эволюционный импульс, приходящий в мир через кардинальный крест зодиака.
Импульс Творения, аспект Отца. И потому, Отец не может быть видим людьми - форма не выдержит давления. Проявление этого луча обернётся жертвой, смертью, трансформацией.
Импульс развития после мировой войны был предопределён разрушением формы в войне. Война явила процесс отражение нисходящей истины. Падения импульса в материю.
Но что же делать с человеком, который хочет, к примеру, перестать пить? Возможно ли ему не умирать, познавая это отражение?
Думается, многие люди сейчас подходят к стадии, когда ряд процессов может быть пройден через вторичные моделирующие системы. Иначе говоря, через искусство, через практики,которые по сути выполняют функции ритуала.
Это стало возможным благодаря тому, прежде всего, что искусство в последние века стало массовым опытом. Массовый человек оказывается способным к гораздо большей концентрации на опыте, который проживается как бы над уровнем опыта физического тела.
Сопереживание в художественном произведении это важный, хоть и начальный этап для того, чтобы метод вторичных моделирующих систем стал способом освобождения сознания.
Ведь при определённой (но доступной уже для многих) концентрации внимания, мы можем воспроизвести состояния искажения на основе ментальной реконструкции.
Грубо говоря, мы можем научить пьяницу (хотя и не всякого) напиваться без принятия жидкости вовнутрь. Задача, в общем-то, проста - дать знание о том, как такой процесс овладевает им.
Ещё эффективнее вторичные моделирующие системы работают в ситуациях работы с обжорством, гневом и т.д.
Важно понимать, что мы говорим о моделях воссоздания опыта, а не о моделях его описания. Описание как таковое - не даст результата. Это не станет знанием. Поэтому речь идёт не о том, чтобы модель отменяла акт получения опыта. Речь идёт о том, чтобы модель изменяла уровень, смещала точку получения опыта. Люди могут научиться воспринимать информацию через формы менее плотные, чем уровень физического тела.
Это и есть суть ритуала, мистерии, сакрального действия.
Как только подобные техники станут массовым явлением, мир перейдёт в качественно иную форму существования и обусловленность физического уровня будет преодолена.
редакция поста от 2006 г.
к циклу "Этапы творческой реализации личности"