Сюжеты вечности

Jun 23, 2008 10:22


Originally published at Студия "Гнозис". You can comment here or there.

Очевидно, что сюжеты, в которые мы оказываемся вовлечены, чаще всего определяются вектором, волей, задачей внутри определённого отрезка времени.

Обыденное сознание живёт глаголами.

Найдите верные глаголы ( что я делаю в данный момент, что делает близкий человек в данный момент) и вы поразитесь тому, с какой лёгкостью проявится схема неизбежного конфликта там, где глагольные задачи пересекаются.


Конечно, само по себе наличие действенной задачи - не более, чем повод для того, чтобы на слишком развитый ум смог сконцентрироваться на цели и увидеть задачи других людей, которые как-то пересекаются друг с другом. Собственно, конфликт есть простейший способ заметить интересы другого существа.

Этот способ познания "другого" настолько древний, что доступен даже животным.

Забавно, что до сих пор конфликтное, сюжетное действо остаётся основой искусства. Как не далеко же человечество ушло от первобытного сознания - развитию конфликтного, действенного ряда учат в институтах (!), и, кстати, не всем эти схемы даются легко. ( О структуре схемы см. всю подборку "Человек в сюжете"

Конечно, у отдельных  личностей давно возникло осознание, что конфликт - лишь частная форма сравнения (Р. Барт), но обществу в целом это очень трудно принять.

Дело в том, что конфликт целиком принадлежит времени. То, что уже произошло, полагается неизменным, актуализированным, свершившимя выбором, к которому уже не вернуться.

То, что будет - рассматривается, как набор возможных решений, из которых мы не можем выбирать до того момента, пока "не придёт их время", т.е. пока ситуация не проявится в настоящем.

Именно такая ограниченность человека порождает страсти - ведь из всего набора чудес в универмаге жизни вроде бы надо "урвать" самые привлекательные.

Именно такая позиция, такая форма иллюзии и предполагает вовлечённость человека в конфликтные сюжетные линии.

Астрологическое выражение сюжетов - аспектное, основанное на том, в каких угловых отношениях планеты оказываются по отношению друг к другу в карте человека. По сути, сюжет это описание того, как одна форма энергии взаимодействует с другой.

На бытовом уровне каждый из нас, безусловно, имеет опыт подобных воздействий угловых соотношений.

Хотите познать то, как проявит себя принцип Венеры в 12 доме, когда её догоняет Меркурий в сходящемся соединении?

Что ж, это очень просто. Это ощущения женщины, которую в безлюдном вечернем дворе догоняет со спины не знакомый подросток.  
Точным соединением будет момент, когда мальчик поравняется с ней, едва окинет её взором и побежит дальше. Напряжение сразу закончилось, после кульминации в сюжете - только одно событие, одна седьмая часть сюжета. Окончание напряжения. И это очень точно согласуется с астрологическим пониманием того, сколь быстро умаляется в силе расходящийся аспект, прошедший точку своей кульминации (экзакт).

В ситуации сценического моделирования аспектов можно представить самые разнообразные упражнения, позволяющие почувствовать энергетику аспектов в режиме реального времени.

Начать можно с элементарного - попробуйте разделить ощущения в зависимости от того как движется другой человек - навстречу Вам, сбоку наперерез, параллельно, убегая, оставаясь недвижимым и т.д. Силовые линии легко осознаются даже на физическом уровне, если только сознание собрано для восприятия этой информации.

Модели возникающих сюжетов проявляют себя в огромном числе вариантов.

К примеру, - шахматы, где ладья реализует потенциал сюжетов оппозиций, а слон оказывается мастером квадратур.

Заметим, что оппозиция для слабого сознания пешки неразрешима, белая и чёрная пешка просто стоят друг напротив друга, ожидая внешнего воздействия для развития своего сюжета. 
Чем меньше энергия фигуры, тем труднее преодолевает она оппозиционные противостояния. Чем меньше энергия человека, тем больше сюжетов оказываются неразрешимыми для него.

Моделей описания сюжетов существует множество - драма, комедия, фарс, трагедия дробятся на гротески, мелодрамы, трагифарсы и т.д. Свои модели формулируют различные дисциплины - психология, математика, физика и т.д.

На мой взгляд, астрологическая модель - одна из наиболее универсальных, в которой гессевский идеал отточенной "Игры в бисер" оказывается близок и очерчен.

Астрологические сюжеты, на первый взгляд, разворачиваются в плоскости времени, обращают нас к миру проявленных форм. 
В этом смысле, они не описывают техник спасения напрямую. Астрология этого уровня даёт понимание сюжета, его форму и плоть, однако ощутить вневременной потенциал всякой истории - есть работа освобождающегося сознания.

Поиск вертикали, вневременного смысла всякой истории - есть функция духовной практики, по сути - сама практика.

Это можно пояснить на воображаемой схеме, где всякий человек в сюжете может быть описан четырьмя координатами - три положения в пространстве и положение на временной шкале. Таким образом, модели практической астрологии описывают четырёхмерное бытие сансары. И это уже довольно сложно для сегодняшнего сознания, ведь измерение времени мы осознаём лишь отчасти, от той части, в который мы пребываем в этот миг.

А чтобы понять, что такое духовный поиск, представим сансару со всеми четырьмя её измерениями как плоскость. Восхождение же предполагает наличие вертикали вечности. Религиозная практика (если она живая) оперирует качествами пятимерного пространства, предлагая человеческому сознанию обучение измерению вечности.

И как только мы вводим в наше сознание категорию вечности, вся объёмность четырёхмерного мира оказывается совершенно плоской, суетной, проходящей.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
(Матф.6:19)

Для червячка, который ползёт по плоскости двухмерный мир - абсолютен, целостен, самодостаточен.

Он не знает высоты, даже тогда когда ползёт по вертикальному дереву. Ведь субъективно он по-прежнему ползёт по плоскости. Характеристика времени вообще не волнует его - ведь только в рассказах у Бианки муравьишки осознанно торопятся в свой муравейник. На самом деле, они только органично осваивают каждый миг своего плоскостного бытия.

Категория третьего измерения - высота едва понятна им, и познание этой вертикали - уровень их духовной работы, качество прикладных сюжетов их развития.

Вся наша повседневная жизнь, смысл её сюжетов - освоение категории четвёртого измерения, познание гармонии через конфликт. В этом один из смыслов этого этапа развития человечества ( арийской расы в терминах теософии).Раса исчерпает свою задачу,  познав всю ограниченность сюжетной схемы, познав возможность выхода за пределы конфликта.

Вот для примера, очень простая история. Взрослый человек, имевший в детстве любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек, с годами всё больше попадает под искажение тотальной претензии к миру. Почему так случилось - отдельный разговор, может быть много поражений в натальной карте. Сейчас суть в другом. Вот, живёт такой человек, всё больше и больше впадая в недовольство бытием, так, что годам к пятидесяти вдруг "пересматривает" и своё детство. Он начинает говорить о нём, как о времени полным лишений, о безрадостном, о жёстком времени. Он вспоминает все обидные моменты - когда в угол поставили, когда машинку не купили ужасные родители и т.д. Таким образом, картина детства меняется. Человек утрачивает счастливую реальность и получает "трудное детство".

Тут важно понять, что его бытие в пятьдесят лет, его "сейчас" в этом случае будет развиваться так, как будто бы у человека было плохое детство.

И более того - то "как будто БЫ", которые мы применяем в описании ситуации уже не должно применяться нами.

Дело в том, что у этого человека уже без всякого "БЫ" оказывается иное прошлое, иное детство. От того, как он живёт сейчас его прошлое меняется точно так же, как и будущее.

Вот это важно, хоть и трудно осознаваемо. Прошлое не исчезло с движением стрелки. Оно продолжает существовать в единой структуре жизни. И продолжает меняться так же, как и настоящее и будущее. Любое изменение в структуре сознания влияет на все элементы. В четырёхмерном пространстве они все существуют одномоментно.

В этом, кстати, заключён феномен силы покаяния - разворота в сознании. Именно на понимании этого четырёхмерного принципа и строится идея отпущения грехов. Потому, что если человек меняется сейчас, то в действительности меняется вся структура - прошлого и будущего.

Так человек выходит за пределы обусловленой формы сюжета, так он начинает работать с миром в его четырёхмерности.

И вот эта способность наша к четырёхмерности и есть тот потенциал свободы, который нам предстоит реализовать.

Потому, что сначала свобода мыслится более просто: то, что было, мол, уже было. Его не исправить. Просто,де надо теперь поступать лучше. Выбирать правильное. Человек думает, что в настоящем есть его "точки выбора" . Но это немного не так, потому, как до той поры, пока прошлое мыслится как свершившийся ряд, как нечто уже неизменное, то и в настоящем нет никакой возможности выбора. Потому, что настоящее есть результат прошлого, не более того. И в случае модели с неизменным прошлым, человек оказывается полностью предопределён в одном сюжете. Вся свобода в этом случае  - просто иллюзия. На деле тут полный автоматизм решений.

Необходима четырёхмерность реальности, а вертикалью будет выступать уже пятое измерение. Пятое измерение мыслится как вертикаль к четырёхмерному миру. Осознание себя существующем одновременно во все времена позволяет видеть все сюжеты во всех вариантах в любой момент времени. Это уже совсем сложно, поскольку познание этого уровня не является массовой задачей для людей нашей расы.

Следующая раса вплотную займётся освоением вечности - пятого измерения бытия.

Сюжеты пятого измерения едва осеняют наше сознание, представляя уникальную возможность эволюционного скачка. Таков изначальный импульс Христа, не отменяющего четырёхмерность, но преодолевающего её.

Сюжеты пятого измерения принципиально не вписываются в конфликтные схемы, а потому - не понятны для четырёхмерного сознания.

Однако вечность проявляет себя и в сюжете. Техникой внедрения вечности во временную шкалу оказывается символ. Через символ сюжетные модели преодолевают сансару. И потому спектакль может обладать потенциалом теургической службы, астрология оказывается шире предсказаний, литература - пророчествует и т.д. Всякая символическая система оказывается пятимерна в своём потенциале, а значит - имеет потенциал духовной практики, формы пути. Не всегда и не для всех, впрочем, открытый, очевидный.

Последние времена четвёртой расы будут характеризоваться именно тем, что символические системы, смыслы начнут лезть буквально из каждой двери, щели, сюжетного зазора. И поскольку символ бесконечно информативен, общая информатизация общественной жизни тоже - резко возрастает. 
Что, кстати, и происходит за окном каждого монитора.

сюжет, сюжетный ряд, символ, Режиссура, аспекты, Текст, действие

Previous post Next post
Up