Люди, вслед за Гурджиевым говорящие о необходимости самонаблюдения подразумевают под этим словом целый букет весьма различных процессов.
Очень часто самонаблюдение смешивают с таким понятием, как рефлексия, самоанализ. Это движение назад, в воспоминание, иньское по сути своей.
И, честно говоря, такое понимание гурджиевской идеи ощутимо упрощает её.
И это не благое упрощение.
В каком-то смысле, требование наблюдать и познавать себя средствами сознания можно полагать одним из важнейших для всей пятой расы человечества, в которой мы так или иначе пребываем.
Именно для пятой расы ключевой задачей стало развитие ментального тела. Иначе говоря, человек должен научиться думать таким образом, чтобы это самое думание и формировало весь вокруг человека проявленный мир.
Сейчас об этом говорят и пишут многие и это - отрадно, это можно считать даже некоторым благим симптомом - хоть к какой-то форме, но уже до многих людей связи процессов мышления и проявления этого мышления в событийной плотности становится наглядным.
Конечно, часто это весьма упрощённые книжки в жанре «как стать богатым здоровым и счастливым силой позитивного мышления и уже в ближайший месяц» .
И поскольку, у публики велика жажда таких чудесных превращений, подобные книжки раскупаются весьма охотно.
Понятное дело, что у подавляющего большинства читателей подобной литературы ничего особенного не получается, однако, хоть в каком-то осадке, гипотеза о связи мышления и быта застревает в человеческих мозгах.
Застревает идея действия мыслью, а не рефлексия - тут есть существенная разница и один очень глубокий парадокс - чтобы научиться действовать мыслью, человек должен перестать желать даже малейшего такого действия.
Иначе говоря, речь не о том, чтобы жить в несуществующих мечтаниях, а в том, чтобы рефлексию - иньский, навный процесс немного подменить янским, правным.
Именно это обстоятельство важно понимать, когда мы говорим об упражнениях, что предлагаются на «Гнозисе».
К примеру, когда мы говорим, что воображение постепенно осознаётся в качестве метода познания, нам всё кажется понятным. А на практике, «додуманные детали не совпадают с реальностью».
Почему так? Да потому, что желание увидеть бежит впереди мысли, именно желание притягивает мысль, иначе говоря, воображение не свободно. Оно мгновенно перерождается в фантазию.
Этот же процесс в христианском мистицизме именуется состоянием прелести. Человек может видеть желаемое, но это будет ложь, миражи, морок несвободного от желаний сознания.
Дело в том, что мысль - слишком подвижна и трудно уловима сетью внимания обычного человека. Это тоже - для многих понятно. Но опять же - как понятно ? На уровне всё той же рефлексии, но не на уровне действительного самонаблюдения.
Мысль притягивается целями, а раз так, то всякое малое желание мгновенно приводит к потере концентрации. По сути - желания приводят к бессилию ментального тела, к бессилию человека.
Далее этот текст и остальное начало цикла "22 сюжета" тут :
http://gnozis.info/?q=node/1199