Неошаманизм под Нептуном

Dec 13, 2007 04:11


Если и искать наглядный образец того, как может быть реализован канал Нептуна, то лучшего примера, чем Bobby McFerrin не придумаешь.





Налицо все основные признаки нептунианской работы: группа, община, растворение границ между людьми, восприимчивость, музыкальность, текучесть, ритмичность, радость.

Отличный пример того, как реализуется общинное действие, а так же того, в какое качество существования переходят вторичные моделирующие системы искусства почти в идеале. То есть это случай, когда вторичная модель становится действующей.

И перед нами не пример  шаманской реконструкции почти утраченной традиции, а какой-то из этапов проявления этой традиции на ином качественном витке.

Да, шаманские колотушки и бубны тут заменяет микрофон, но по сути, это только обнажает трансформирующую природу действия.

Конечно, приёмы сохраняются - тут и работа с ритмом и самоотстранение от образов, которые, надо заметить, возникают с изумительной лёгкостью и интонирование, и пародийность, и гротеск - словом множество приёмов, которые привнесла эпоха вторичных моделирующих систем - искусство минувшего века прежде всего.
(Не будем так же забывать, что  перед нами настоящий музыкант, дережирёр и первец с голосом в четыре октавы.)

Все эти техники были ещё не проявлены в традиционном шаманизме.
Шаман был мастером прямого действия, он лечил, он призывал дождь, он делал успешной охоту и т.д. Но при всё этом его работа была довольно груба, так скажем.
По мере развития ментального тела, оно обрело иные искажения, более сложные недуги, которые с трудом могут быть интерпретированы в символической системе традиционного шаманизма.

Пришедшее лицедейство совершило необходимую работу по разработке нового инструментария, различные системы типажей, различные школы трансформаций, разнообразные способы анализа образов, теория действия - инструментов в культуре стало много.

Но случилось обратное - люди перестали понимать для чего эти инструменты были созданы. То есть эффективность творения мира резко снизилась. Новые технологии, казалось, просто украли эффективность - актёры и музыканты уже не могли ни лечить, ни влиять на события. Они вообще забыли об этой своей роли.

Периодически, впрочем, попытки овладения инструментами культуры в режиме прямого действия предпринимались. И мы не раз вспоминали и А. Арто и Е. Гротовского  и много кого ещё.
И вот данный пример с Bobby McFerrin очень хорош, потому, что это ещё одно свидетельство того процесса возвращения магии в искусство. Это пример создания полноценной среды, инобытия, в котором, в принципе, остаётся полшага до работы куда более сложной,  чем мы видим.

И, конечно, подобное действие было бы невозможно в состоянии омрачения. Основным условием действия такого уровня является любовь к людям. Что мы и видим в каждой минуте действия.

Среди прочего он говорит о себе:

- На славу можно подсесть, как на наркотик. Я там был, я знаю. Неосторожный человек может влипнуть в такие вещи, которые просто разрушат его как личность. Поэтому я каждый день сажусь, открываю Библию и прошу дать мне сил пройти этот путь наилучшим образом. Конечно, я спотыкаюсь, сомневаюсь, ну а кто нет? Кто не делает ошибок в жизни? Я стараюсь, я очень стараюсь быть хорошим человеком. В жизни, в любви, в семье. Вот это важно, а не все эти рейтинги, звезды, чарты и так далее.

- И все-таки - вы ни разу не пожалели, что тогда не воспользовались возможностями, которые открылись после успеха "Don't Worry, Be Happy"?

- Ни разу. Не было ни одного дня, когда бы я пожалел о своем решении. Ни единой секундочки. За всю жизнь. Ну что? Ну да, я мог бы заработать неплохие деньги. Но я их, если вдуматься, и так заработал. И мне хватает. И я доволен. Повторяю: я абсолютно - всем - доволен. Счастлив и благодарен судьбе.

Публикация Padma Dorje о Бобби Мак Феррине и видео его выступления на "Гнозисе"

Previous post Next post
Up