Порой случается, что человеком без особой видимой внешней причины начинают овладевать беспокойства самого разного рода - приходят неясные, но навязчивые страхи, человек теряет спокойный сон, становится раздражительным, порой, в крайних случаях, дело доходит до галлюцинаций - видений, голосов и т.д.
Так называемый "современный человек" склонен объяснять подобные явления как болезнь, а, следовательно - оказывается возможным и необходимым "лечить" оные "болезни" посредством различного рода процедур, таблеток, уколов, электрических разрядов, хирургической раскройки мозга и иными экстравагантными методами. Суть этих подходов в купировании неудобства. Несколько аллегорически это выглядит так: человек обращается в ЖЭК с жалобой на то, что неубранная помойка мешает ему любоваться осенним двором. И ЖЭК откликается на жалобу тем, что выкалывает глаза тому, кто не хочет смотреть на помойку.
Меж тем, как буквально всякая духовная школа знала о том, что подобные периоды тревожности, напряжённости, страхов, депрессий и проч. связаны с тем, что человек исчерпал себя на определённом уровне бытия. Дух человека знает о том, что жизненный путь подходит к стадии трансформации, а это - вызывает у личности неизбежное сопротивление, тот самый страх и попытки бегства из ситуации.
Уместно вспомнить о феномене "шаманской болезни", когда подобные тяжёлые состояния расценивались, как очевидное свидетельства того, что человек призывается к служению, к духовной работе. Как только человек принимал на себя новую роль, так признаки болезни покидали его.
Сам процесс принятия нового качества, призвания практически всегда мыслился как обряд, в процессе которого человек проживал стадию умирания, очищения и нового рождения.
"Крещение во оставление грехов" - не случайное совпадение с христианской практикой, а лишь одна из возможных форм такого посвящения в новое качество.
Технологически это могут быть самые разные приёмы - троекратное погружение под воду, так, что смерть оказывается рядом - на расстоянии одного глотка мутной воды, или же прохождение через обряд умирания, расчленения тела и омовения каждого органа с последующей пересборкой человека. Такой ритуал был так же тотальным символическим действием обновления через смерть. Практически все шаманские культуры основаны именно на этой технологической основе.
В связи с этим Е.А. Торчинов замечает точное описание техники подобного перерождения, данной А.С. Пушкиным:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей! "
И далее, комментируя этот процесс, Торчинов замечает:
В то время как тело шамана лежит расчлененным или варится в котле, приобретая новые, сакральные качества, отделенную от тела душу шамана возносит на вершину мирового древа гигантская птица с железными перьями и длинным хвостом, птица-прародительница шаманов; она помещает душу в яйцо, лежащее в ее гигантском гнезде, и высиживает, пока дух шамана не приобретет сакральной зрелости. Потом душа шамана вылупляется из яйца и входит в обновленное и воссоединенное тело. Посвящаемый воскресает уже не профаном, а шаманом, готовым к своему служению. Инициация завершена.
Разумеется, есть множество вариантов сценариев подобных сюжетов перерождений, так или иначе, они знакомы с детских сказок про Иванушку, окунаемого в в различные емкости
Завтра я хочу заставить
На дворе котлы поставить
И костры под них сложить.
Первый думаю налить
До краев водой студеной,
А второй - водой вареной,
А последний - молоком,
Вскипятя его ключом.
Ты же должен постараться
Пробы ради искупаться
В этих трех больших котлах,
В молоке и в двух водах".
Вспомним, что до этого этапа перерождения дела у Ивана были не слишком хороши. Жизнь разворачивалась таким образом, что ему было необходимо пройти через перерождения.
Особая сложность ситуации сегодняшнего дня заключается в том, что в обществе практически не осталось подобных ритуальных техник. Думается, что А.Дугин совершенно верно связывает проблему подросткового суицида с утратой обрядов инициации. Юноша, к примеру, внутренне ищет такую ситуацию, такое испытание, пройдя через которое мальчик станет мужем. И поскольку ритуалы практически полностью утрачены, многие изобретают не слишком удачные формы "умирания".
Но едва ли решение этой проблемы в том, чтобы, так или иначе, вернуть и реконструировать тот или иной обряд, таинство. Дело в том, что характер взаимодействия современного человека с символическими системами несколько изменился. Человек современной культуры обладает куда более динамичным набором символических означающих, и потому склонен к восприятию одномоментно возникающих и исчезающих символических цепочек. И это - задаёт свободу сценариев трансформации.
Сложность же заключается в том, что люди не хотят проживать символ, не хотят делать его прожитым опытом жизни, а без этого ритуал не может иметь силы.
Практически все ритуалы утратили своё влияние потому, что люди не понимают, что их следует проживать. Проживать с осознанностью и интенсивностью большей, чем обыденная жизнь.
Ведь даже крестя орущего младенца, родители едва ли задумываются, что они лишают человека самой возможности принять сознательное решение о крещении. А значит - лишают одной из возможностей воспринять ритуал как умирание себя ветхого и рождения себя нового. Включается очередной автоматический сценарий, а автоматизм-то как раз совершенно не возможен в действительно эффективном символическом действии.
Ритуал всегда направляет, согласует следствия с причинами, ищет целостности бытия.
Такое таинство - это опыт тотальной осознанности и пребывания в каждом миге бытия. И такой метод трансформации - может давать действительно поразительные результаты исцелений человеков. Исцеления в постановке на духовные пути.
[
Оригинал Поста ]