Шаманская болезнь

Dec 15, 2006 03:23





Порой случается, что человеком без особой видимой внешней причины начинают овладевать беспокойства самого разного рода - приходят неясные, но навязчивые страхи, человек теряет спокойный сон, становится раздражительным, порой, в крайних случаях, дело доходит до галлюцинаций - видений, голосов и т.д.




Так называемый "современный человек" склонен объяснять подобные явления как болезнь, а, следовательно - оказывается возможным и необходимым "лечить" оные "болезни" посредством различного рода процедур, таблеток,  уколов, электрических разрядов, хирургической раскройки мозга и  иными экстравагантными методами. Суть этих подходов в купировании неудобства. Несколько аллегорически это выглядит так: человек обращается в ЖЭК с жалобой на то, что неубранная помойка мешает ему любоваться осенним двором. И ЖЭК откликается на жалобу тем, что выкалывает глаза тому, кто не хочет смотреть на помойку.

Меж тем, как буквально всякая духовная школа знала о том, что подобные периоды тревожности, напряжённости, страхов, депрессий  и проч. связаны с тем, что человек исчерпал себя на определённом уровне бытия. Дух человека знает о том, что жизненный путь подходит к стадии трансформации, а это - вызывает у личности  неизбежное сопротивление, тот самый страх и попытки бегства из ситуации.

Уместно вспомнить о феномене "шаманской болезни", когда подобные тяжёлые состояния расценивались, как очевидное свидетельства того, что человек призывается к служению, к духовной работе. Как только человек принимал на себя новую роль, так признаки болезни покидали его.

Сам процесс принятия нового качества, призвания практически всегда мыслился как обряд, в процессе которого человек проживал стадию умирания, очищения и нового рождения.

"Крещение во оставление грехов" - не случайное совпадение с христианской практикой, а  лишь одна из возможных форм такого посвящения в новое качество.

Технологически это могут быть самые разные приёмы - троекратное погружение под воду, так, что смерть оказывается рядом - на расстоянии одного глотка мутной воды, или же прохождение через обряд умирания, расчленения тела и омовения каждого органа с последующей пересборкой человека. Такой ритуал был так же тотальным символическим действием обновления через смерть. Практически все шаманские культуры основаны именно на этой технологической основе.

В связи с этим Е.А. Торчинов замечает точное описание техники подобного перерождения, данной А.С. Пушкиным:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли.

Исполнись волею Моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей! "

И далее, комментируя этот процесс, Торчинов замечает:

В то время как тело шамана лежит расчлененным или варится в котле, приобретая новые, сакральные качества, отделенную от тела душу шамана возносит на вершину мирового древа гигантская птица с железными перьями и длинным хвостом, птица-прародительница шаманов; она помещает душу в яйцо, лежащее в ее гигантском гнезде, и высиживает, пока дух шамана не приобретет сакральной зрелости. Потом душа шамана вылупляется из яйца и входит в обновленное и воссоединенное тело. Посвящаемый воскресает уже не профаном, а шаманом, готовым к своему служению. Инициация завершена.

Разумеется, есть множество вариантов сценариев подобных сюжетов перерождений, так или иначе, они знакомы с детских сказок про Иванушку, окунаемого в в различные емкости

Завтра я хочу заставить

На дворе котлы поставить

И костры под них сложить.

Первый думаю налить

До краев водой студеной,

А второй -  водой вареной,

А последний -  молоком,

Вскипятя его ключом.

Ты же должен постараться

Пробы ради искупаться

В этих трех больших котлах,

В молоке и в двух водах".

Вспомним, что до этого этапа перерождения дела у Ивана были не слишком хороши. Жизнь разворачивалась таким образом, что ему было необходимо пройти через перерождения.

Особая сложность ситуации сегодняшнего дня заключается в том, что в обществе практически не осталось подобных ритуальных техник. Думается, что А.Дугин совершенно верно связывает проблему подросткового суицида с утратой обрядов инициации. Юноша, к примеру, внутренне ищет такую ситуацию, такое испытание, пройдя через которое  мальчик станет мужем. И поскольку ритуалы практически полностью утрачены, многие изобретают не слишком удачные формы "умирания".

Но едва ли решение этой проблемы в том, чтобы, так или иначе, вернуть и реконструировать тот или иной обряд, таинство. Дело в том, что характер взаимодействия современного человека с символическими системами несколько изменился. Человек современной культуры обладает куда более динамичным набором символических означающих, и потому склонен к восприятию одномоментно возникающих и исчезающих символических цепочек. И это - задаёт свободу сценариев трансформации.

Сложность же заключается в том, что люди не хотят проживать символ, не хотят делать его прожитым опытом жизни, а без этого ритуал не может иметь силы.

Практически все ритуалы утратили своё влияние потому, что люди не понимают, что их следует проживать. Проживать с осознанностью и интенсивностью большей, чем обыденная жизнь.

Ведь даже крестя орущего младенца, родители едва ли задумываются, что они лишают человека самой возможности принять сознательное решение о крещении. А значит - лишают одной из возможностей воспринять ритуал как  умирание себя ветхого и рождения себя нового.  Включается очередной автоматический сценарий, а автоматизм-то как раз совершенно не возможен в действительно эффективном символическом действии.

Ритуал всегда направляет, согласует следствия с причинами, ищет целостности бытия.

Такое таинство - это опыт тотальной осознанности и пребывания в каждом миге бытия. И такой метод трансформации - может давать действительно поразительные результаты исцелений человеков. Исцеления в постановке на духовные пути.

[ Оригинал Поста ]

misterii, avtor_oleg_borovik, ritual, razvitie_cheloveka

Previous post Next post
Up