Перспективы Народных Республик

Dec 25, 2014 15:19


«Единственная надежда для народных республик заключается в осуществлении радикальных мер по экспроприации имущества капиталистов, что может вдохновить движение протеста против навязываемых МВФ мер экономии в остальных частях Украины»

25 декабря 2014

Вскоре после подписания 5 сентября перемирия с повстанческими республиками, Порошенко стал выпрашивать у Конгресса США больше летального вооружения. И с каждым днем становится яснее, что перемирие было заключено всего лишь ради проведения выборов в относительно более спокойной обстановке.


Псевдо-мир
Украинская армия всё это время продолжала обстрелы территории республик, что привело к гибели почти тысячи человек уже после перемирия. Особенно ожесточенные бои шли в районе донецкого аэропорта. Западные масс-медиа и правозащитные организации сообщали также об использовании запрещенных кассетных боеприпасов, которыми обстреливался сам город Донецк.

Усугубляя страдания населения, правительство Украины урезает пенсии (с лета), пособия на детей, субсидии на транспорт, газ и электроэнергию. Поставки товаров и работа госслужб на Донбассе блокируется, что наносить удар по 7 миллионам местных жителей. Как утверждает известный украинский юрист Татьяна Монтян: «Это же абсурд: с одной стороны кричать «Единая страна», и в то же время заставлять жителей этих республик мерзнуть и голодать». Украинская олигархия, похоже, уже готова полностью блокировать Донбасс, но все еще не готова к серьезным переговорам с представителями народных республик. По сути, украинские олигархи, скорее, желают вести переговоры с Российским правительством.

Многие районы народных республик испытывают нехватку продуктов питания, медикаментов, электричества и товаров первой необходимости. Значительная часть промышленности была уничтожена в результате бомбежек украинской армии, а 15% угольных шахт даже не подлежат восстановлению, поскольку может обрушиться ствол шахты. В результате резко усилилась безработица. Как многие утверждают, в наиболее выгодном положении сейчас оказались те жители, чьи родственники работают в России. Количество беженцев с Донбасса - более миллиона человек. Кроме того, в такие периоды различные спекулянты и бандиты пользуются каждой возможностью, чтобы максимально нажиться.

Затишье перед бурей

Хотя украинская армия и продолжает атаки на Донбасс, а его население по-прежнему страдает от обстрелов и нехватки продуктов первой необходимости (притом, что это происходит зимой), «перемирие» все же дало возможность самопровозглашенным республиками стабилизировать ситуацию и даже провести выборы 2 ноября. Явка на выборах в ДНР и ЛНР составила более 60% (притом, что явка на выборах в Украине за неделю до этого составила всего 52%).

Даже противники народных республик вынуждены признать не только тот факт, что явка на выборах была высока и наблюдались длинные очереди на участках, но и что в своей массе граждане новых республик не признают новое киевское правительство - либо пассивно, либо испытывая глубокую неприязнь к нему. Такая картина полностью противоречит тому, что говорят киевские медиа, о том, что население, якобы, хочет, чтобы украинская пришла и «спасла» их от «террористов». Киев по-прежнему не признает этих выборов и, в стиле своего традиционного лицемерия, заявляет, что наблюдатели на выборах будут объявлены персонами нон-грата на Украине.

Нынешние лидеры ДНР и ЛНР, Захарченко и Плотницкий, победили с огромным отрывом, набрав, соответственно, 79% и 68% голосов. Столь высокий уровень участия в этих выборах свидетельствует о подлинной народной поддержке новых республик и массовом неприятии украинского правительства. Так называемая «анти-террористическая операция», сопровождающаяся неизбирательными бомбежками мирного населения, оказала должный эффект, подтолкнув даже тех, кто занимал нейтральную позицию, к прямому противостоянию киевским властям. В то же время в самих республиках наблюдаются достаточно тревожные тенденции.

О природе повстанческого движения

В сравнении с Евромайданом, движение Анти-Майдана (в котором берет начало народная поддержка повстанцев) - определенно является движением рабочего класса по своему характеру. Многие левые сторонники Евромайдана до сих пор еще пытаются говорить о, якобы, прогрессивных элементах Евромайдана, ссылаясь лозунг «против коррупции» - как если бы Украина с тех пор стала менее коррумпированной страной.

Факт остается фактом: какими бы ни были надежды некоторых активистов Евромайдана, но их движение не имело прогрессивного или социального содержания. Те, кто пытался поднимать прогрессивные требования, были либо маргинализованы, либо даже подвергались физическим нападениям. Как уже не раз говорилось, это и есть следствие самой классовой природы Евромайдана - движения среднего класса и мелкой буржуазии, а также следствие слабости левых и рабочих организаций в целом по Украине - и в особенности в западной ее части.

Базой же восстания на Донбассе стали в основном рабочие этого региона. Это видно на примере протестов шахтеров в мае этого года, которые затем привели к формированию «Шахтерской дивизии». Однако, классовый характер движения - это не единственный фактор, определяющий его результативность. Хотя движение Антимайдана и состоит из представителей рабочего класса, но без революционного руководства оно еще не ведет к социальной революции. Это, в частности, отражается в том, что в движении присутствует значительное количество людей запутавшихся, авантюристов и русских националистов.

Во время войны обычно именно военный опыт ценится превыше политических идей - это отражается и при восхождении к власти определенных людей: это зачастую те, кто связан тем или иным образом с определенными военизированными формированиями - от русских крайне-праввых националистов типа Губарева и Бородая, до реакционного монархиста Стрелкова и бывшего депутата-регионала Царева.

С другой стороны, есть и ряд командиров, активистов и простых граждан, которых в целом можно охарактеризовать, как «про-советских», настроенных в какой-то степени про-коммунистически и против олигархии - например, командиры повстанцев Мозговой и Дремов в ЛНР, депутат Александр Смекалин и лидер компартии ЛНР Литвинов - они из тех, кто выступал за создание социального государства и национализацию ключевых предприятий.

Присутствие последних отражается, прежде всего, в наименовании самих республик («Народные республики»), их позиционировании в советском стиле - взять, например, герб ЛНР, в котором за основу, очевидно, взят советский герб. История СССР, конечно, включает в себя разные периоды: от раннего периода здоровой рабочей демократии до сталинского периода, в котором плановая экономика, несмотря на все ее достижения, сочеталась с диктатурой бюрократии и идеологией, включавшей в себя реакционные идеи, исходившие из великорусского национализма (в том числе и антисемитизм). Тем не менее, ностальгия по Советскому Союзу на Донбассе не имеет ничего общего с показательными судебными процессами, гулагом, голодом или пактом Молотова-Риббентропа.

Существуют вполне конкретные причины того, что большая часть населения этих регионов положительно оценивает опыт Советского Союза. Дело в том, что, в отличие от западной Украины, большая часть промышленности на Донбассе сохранилась даже после криминальной приватизации 1990х. Народ Донбасса прекрасно помнит жизнь до и после распада СССР. Люди помнят об эпохе полной занятости, бесплатном и качественном образовании и здравоохранении - обо всех этих завоеваниях рабочего класса.

У людей здесь было чувство собственного достоинства, утраченное в ходе погружения Украины в рыночный капитализм. Возврат капитализма привел к власти боссов мафии, лишил население рабочих мест и покупательной способности, вызвал упадок инфраструктуры (как города, так и села), системы здравоохранения и образования. Рабочие лишились прав, тысячи шахтеров погибли из-за халатности боссов и их жажды наживы. Миллионы украинцев были вынуждены мигрировать, в то время как другие все чаще стали злоупотреблять алкоголем или наркотиками. И вот - после всего этого - процесс реставрации капитализма приносит им еще и войну.

Те, кто более всех нажился на несчастьях народа после распада СССР (даже, если они родом с Донбасса, как богатейший олигарх Украины Ринат Ахметов или Сергей Тарута - которого Киев назначил новым губернатором Донецкой области) выступили открыто против восстания. На Донбассе местных олигархов практически не осталось, что как бы говорит о серьезности антиолигархических настроений - даже если сравнивать их степень с антиолигархическими настроениями всей Украины.

Внутренние проблемы региона

Незадолго до выборов в ДНР премьер-министр А.Захарченко объявил о национализации некоторых крупных предприятий, собственником которых являлся Ринат Ахметов. После чего было заявление депутата ДНР А.Смекалина с призывом поддержать рабочий контроль на заводе Зугрэс. Однако вскоре депутат ДНР А.Кофман заявил, что национализация происходит потому, что Ахметов не платит налоги ДНР, и она так и не была проведена.

Тем не менее, как заявил политсоветник ДНР Роман Манекин, единственным вариантом ответа на закрытие украинских государственных институтов будет создание национального банка и национализация ключевых жизнеобеспечивающих секторов экономики.

Однако даже при этом очевидно, что олигархи все еще сохранили здесь свое влияние. Как говорилось в недавних репортажах, проект национализации завода Зугрэс был отозван из-за давления некоторых представителей местных властей, лояльных своим прежним хозяевам. То же самое мы видим на другом примере: частная охранная компания взяла под свой контроль особняк Рината Ахметова.

Несмотря на относительно высокую явку на выборах, они продемонстрировали и некоторые антидемократические тенденции (даже если принимать во внимание состояние гражданской войны на Украине). Похоже, что всё было сделано так, чтобы действующие лидеры (и победители на выборах) смогли выиграть без серьезного противостояния, а в парламент прошло бы как можно меньшее количество оппозиционеров, как слева, так и справа.

Многие из тех, кто потенциально мог бы стать депутатом (как и многие рядовые избиратели) находились на полях сражений и потому не могли принимать участие в избирательном процессе. Компартия ДНР была первой из основанных в республике (8 октября). Тем не менее, под предлогом «неточности в поданных документах», ей не дали принять участие в выборах. В итоге у них не осталось иного выбора, кроме как поддержать Захарченко.

Таким образом, Александру Захарченко на выборах противостояли политические деятели без особо выраженных политических симпатий (включая его вышеупомянутого заместителя). Лидер компартии Б.Литвинов выразил серьезную обеспокоенность по поводу того положения, в которое была поставлена его партия. Если судить по опыту прошлых выборов, то становится ясно, что компартия пользуется существенной поддержкой в этом регионе и могла бы действительно стать противовесом действующим лидерам ДНР и ЛНР.

Русский националист Губарев, которого можно рассматривать как правую реакционную сторону монеты местного политического спектра, тоже не был допущен к участию в выборах. Некоторые считают, что по популярности он не уступает Захарченко и, при этом, является одним из тех, кто неподконтролен Кремлю и местным элитам. Поэтому незадолго до выборов на него даже было совершено покушение.

Москва, похоже, предпочитает, чтобы республики оставались «буферной зоной» на пути расширения НАТО и одним из козырей в переговорах с Киевом и НАТО. Кремль пропускает значительное количество гуманитарной помощи и боеприпасов в республики. Эти социальные и военные поставки являются важнейшим фактором выживания республик. Украинская армия, как сообщалось, готова возобновить наступление на повстанцев - пока те не смогли перебросить вооружение на фронт. Поставки продовольствия и медикаментов тоже имеют крайне важное значение, несмотря на то, что их распределение (как и распределение вооружения) контролируется наиболее лояльными Москве людьми, что усугубляет вышеупомянутые проблемы, поскольку те, кто распоряжается поставками помощи, могут получить существенную политическую власть.

Российский социалист Борис Кагарлицкий считает, что мы имеем дело, по сути, с тем фактом, что приоритетным стремлением Москвы является как раз сохранение украинского режима. Порошенко и его олигархи, по крайней мере, предсказуемы для Кремля. В частности это проявилось в готовности Москвы к переговорам с киевским правительством, в признании легитимности нового украинского режима и выборов 2014-го года. Нередко озвучивались также предположения о том, что россияне заставили повстанцев Донбасса остановится за несколько километров до Мариуполя (крупнейшего в регионе порта) в ходе августовского наступления, поскольку контроль над этим портом мог бы предоставить повстанцам некоторую экономическую самостоятельность от России.

Есть ли на Донбассе жизнеспособное левое революционное движение?

На Донбассе есть некоторые левые командиры батальонов (в том числе бригад «Призрак» и «Махно»), которые открыто выступают за борьбу против олигархии. В бригаду «Призрак» даже едут иностранные добровольцы-антифашисты. В составе бригады организован также коммунистический отряд. Некоторые командиры заявляют также о необходимости международной борьбы против капитализма. Мозговой - командир бригады «Призрак» из Алчевска в начале ноября вел переговоры с анти-олигархическими элементами в Киеве.

Кроме того, были также попытки объединить левые силы на Донбассе (левые элементы бригад ополченцев, активистов компартии, организации «Боротьба» и других) в рамках «Рабочего Фронта». Однако на данный момент еще пока сложно получить четкое представление о степени их влияния. К тому же их политическое влияние ограничено тем фактом, что многие из них все еще находятся на фронте.

Несмотря на настоятельную необходимость восстановления разрушенной инфраструктуры этих регионов, этого не сделают ни олигархи-«благотворители», ни неправительственные организации. Это смогут сделать только сами рабочие Донбасса. Как и послевоенной Европе, в данном случае тоже понадобится плановая экономика и планирование процесса восстановления инфраструктуры, поскольку «свободный рынок» не в состоянии осуществлять послевоенное восстановление (и не заинтересован в этом). Существует необходимость также в осуществлении контроля цен, чтобы предотвратить спекуляцию, чтобы население не голодало. И, хотя народ Донбасса и готов выдержать определенные трудности ради того, чтобы отделиться от государства Украина, но и их терпение может закончиться, если условия жизни не будут существенно улучшены.

Следовательно, реализация многих из этих мер будет продиктована, скорее, необходимостью, чем идеологией. Крупнейшие олигархи Донбасса (а это один из наиболее могущественных кланов Украины) практически все поддержали войну против народных республик. Фактически, ради собственного выживания и ради того, чтобы иметь рычаг давления в ходе переговоров, народные республики просто вынуждены пойти на такие меры, как национализация.

Как мы изначально утверждали, у движения Анти-Майдана единственным шансом на победу является принятие четкой и бескомпромиссной классовой, а не националистической позиции. Много времени уже потрачено зря. Сейчас народные республики выступают против поддерживаемых НАТО киевских олигархов, посылающих против них военно-воздушные силы, армию и фашистские батальоны, блокируя при этом работу жизненно-важных служб и выплату пенсий.

В то же время есть еще и местные элиты, русские националисты и бюрократы лояльные киевской олигархии и пытающиеся контролировать регион сверху. Есть кремлевские и российские олигархи, преследующие свои интересы и пытающиеся помешать любым действиям (таким как национализация), которые могут послужить примером российскому рабочему классу и, следовательно, угрожать их интересам.

Провозглашение народных республик изначально базировалось на иллюзорном ожидании того, что после аннексии Крыма, им тоже достаточно провести референдум, провозгласить республику и тут же Россия придет им на выручку. Однако на горьком опыте рабочий народ Донбасса убедился, что Россия не заинтересована в том, чтобы взять Донецк и Луганск и, в лучшем случае, просто использует эти народные республики в собственных корыстных интересах.

В этом, собственно, и заключается смысл недавней серии заявлений со стороны различных сил в народных республиках - это и требование четкой анти-олигархической программы, и открытой оппозиции капитализму и социалистической ориентации борьбы на Донбассе. Единственная надежда для народных республик заключается в осуществлении радикальных мер по экспроприации имущества капиталистов, что может вдохновить движение протеста против навязываемых МВФ мер экономии в остальных частях Украины. А это движение неизбежно возникнет.

Мы, как революционеры, не можем оставаться в стороне и занимать нейтральную позицию в этой борьбе. Мы не можем дать этим движениям сопротивления - на Донбассе и в Украине - просто погибнуть, как если бы их никогда и не было. Мы должны поддерживать их, как только можем. В период, когда капитализм переходит из одного кризиса в другой - и каждый следующий кризис еще сильнее прежнего - будущее принадлежит именно таким движениям сопротивления.

Питер Михайленко

Оригинал: http://liva.com.ua/perspectives-republics.html

война, путь к социализму, ЛНР, ДНР, Украина, сопротивление

Previous post Next post
Up