Кругобайкальская железная дорога - КБЖД

Apr 20, 2014 20:50

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире.Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером; местами к озеру подходят отдельно стоящие массивы, находящиеся далеко от основных хребтов. Если взглянуть на карту, то кажется, что дорога действительно делает круг. Отсюда и название: Кругобайкальская железная дорога или просто - "Кругобайкалка".


… Когда-то давно, еще в конце XIX века, Россия приняла решение о строительстве железной дороги, соединяющей Центральную Россию и Дальний Восток. В 1898 г. были произведены изыскания вдоль берега Байкала. В 1902 г. была закончена трассировка и утверждена смета на строительство Кругобайкальской железной дороги.


По сложности и стоимости этот участок не имел себе равных в России. Дорогу вели то на вырубленных скальных склонах, то в многочисленных туннелях, то на мостах и виадуках, то на подпорных стенках над самим озером. Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Самую красивую, западную часть дороги, делали поляки и прибалты, итальянцы и албанцы. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибло до 100 человек.



Старая Кругобайкальская железная дорога - это юго-западный участок побережья озера Байкал. Чуть менее 100 километров между Шаман-камнем в истоке Ангары и Шаманским Мысом под Слюдянкой.



Это мысы, утёсы, скалы, бухты. Это живописные речные долины, пади, красивейшие виды на озеро Байкал. Это редкие виды растений и птиц.


Старая Кругобайкальская железная дорога - это тоннели, мосты, виадуки, подпорные и одевающие стенки, галереи. Сооружённые человеком, они неповторимым образом слились с побережьем озера Байкал.




Старая Кругобайкальская железная дорога - это место паломничества туристов, художников, учёных, спортсменов. Это одна из главных достопримечательностей озера Байкал. И это одно из красивейших мест планеты.




Кто-то из туристов оставил после себя букет черёмухи на одном из оборудованных для отдыха  мест...



На станции Старая Ангасолка расположен детский  (пионерский ? )лагерь в котором есить кружок скалолазания.....
.....Инструктор вожатый обучает азам скалолазания на не действующем мосту,оставшимся после разбора второй ветки...


А вот и один из юных скалолазов (маленькая фигурка примерно в центре снимка)....)




Мост возле Старой Ангасолки


Часовня в Старой Ангасолке....




Одно из оборудованных для отдыха мест.










...на плэнере...




Старая Кругобайкальская железная дорога лежит на на скалах Олхинского плато, которое круто обрывается в воды озера Байкал.


Для размещения железнодорожного пути в скалах повсеместно вырубали полки. Ставили подпорные стенки для расширения и укрепления дорожного полотна.


Прорубали тоннели сквозь мысы и утёсы, возводили мосты и виадуки через реки и бухты озера Байкал. Многие реки и ручьи из-за их крутого нрава пришлось одеть в каменные желоба, трубы, лотки. Укрепляли даже скалы. Судите сами. Строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось.


Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных.


Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих.




Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Старой Кругобайкальской железной дороге приходиться одно инженерно техническое сооружение.




Сооружение дороги от Иркутска до байкальского мыса Малый Баранчик (на современных картах мыс Устьянский), на котором расположен порт Байкал, велось с 1896 по 1900 год; всего на эти цели было истрачено 3,47 млн руб. К этому времени также была достроена дорога от Сретенска до Мысовой на восточном берегу Байкала.


Строительство участка Кругобайкалки на восточном берегу началось в конце 1899 года, первоначально силы строителей были брошены на участок от Мысовой до Танхоя. Затем (начиная со второй половины 1901 года) был проложен участок от Танхоя до Слюдянки.



При строительстве этих отрезков широко применялся труд арестантов и ссыльно-каторжных Александровской каторжной тюрьмы.


Возведение самого сложного отрезка, от Слюдянки до станции Байкал началось лишь весной 1902 года (планировалось закончить его к 1905 году).



Местный житель - бурундук.







По первоначальному плану, на этом участке было необходимо соорудить 33 тоннеля общей стоимостью в 5,3 млн рублей; подпорных стенок на сумму 3,7 млн рублей; виадуков на сумму 1,6 млн рублей. В связи с возможным негативным влиянием вод озера была рассчитана минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала - 5,33 м. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.








В июле вдоль дороги полно бабочек.....




.....туристов  не боятся)


А после утреннего  тумана тяжелы на подъём от росы , улетать тяжело , приходится позировать ))


Красавец "Аполлон" занесён в "красную книгу"...






Саранки - лилии тоже в красной книге ( кажется)....)


преКРАСНО  гармонируют с береговыми скалами ...)
















Развалины....




























По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом - на баржах, зимой - на гужевом ходу по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками.


Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой.




















.....В гостях у сказки....













Багульник...




Народ спешит,чтобы успеть к вечерней электричке до Иркутска..... с  этого участка кругобайкалки это  ещё можно сделать,пройдя по Тёмной пади на ТРАНССИБ....это ещё километра четыре по тропе вверх по склону....Если в темпе то ещё часик топать.....


Опаздываем.....!!!!)







КБЖД, путешествие по КБЖД, Байкал, Кругобайкальская железная дорога, путешествия, железная дорога, Восточная Сибирь, Кругобайкалка

Previous post Next post
Up