Открытое письмо архитекторов-ветеранов...

Mar 25, 2012 20:52


23 марта 2012 г. состоялось общее собрание членов Свердловской организации Союза архитекторов России, на котором было рассмотрено «Открытое письмо архитекторов-ветеранов СО САР» на тему разрушения памятника архитектуры - здания «ПАССАЖ».

Обсуждение было горячим и в итоге, письмо было поддержано 58 участниками собрания.

Архитектурный конкурс, о котором упоминается в письме, оказывается состоялся, но он был ЗАКРЫТЫМ. Условия конкурса и его итоги были известны только задействованным в нем лицам.

Приняли участие в конкурсе проектные бюро архитекторов:

А.В. Долгова, С.В. Алейникова, Б.А. Демидова, В.В. Громады, В.Б. Золотарева.

Для дальнейшей разработки Правлением Союза архитекторов, были рекомендованы проекты Б.А. Демидова, В.В. Громады, С.В. Алейникова.

Окончательного облика здания никто не видел.

Письмо готовилось как Обращение к Губернатору Свердловской области, Полномочному Представителю Президента РФ в Уральском Федеральном Округе и Заместителю Генерального прокурора РФ.

Член СО САР В.В. Ваулина

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АРХИТЕКТОРОВ-ВЕТЕРАНОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Тема: Разрушение памятника архитектуры здания Товарной биржи (торговый центр «Пассаж», 1916-1925 гг. постройки) известного уральского архитектора, родоначальника архитектурного образования на Урале Константина Трофимовича Бабыкина.

Архитекторы - ветераны члены Свердловской организации Союза архитекторов России, как и значительная часть граждан города Екатеринбурга, потрясены актом вандализма, совершенного

в ночь на 8-ое марта 2012 года и последующие праздничные дни.

Речь идёт о здании бывшей Товарной биржи, широко известной, как торговый центр «Пассаж», являющийся памятником культурного наследия, расположенным в эпицентре исторической части города Екатеринбурга.

Товарная биржа построена в 1916-1925 гг., как одно из общественных зданий, отражающих новые социальные и хозяйственные задачи областного центра на новом этапе развития страны. Образ здания найден архитектором так же в новых формах, соответствующих его назначению, характеру и времени строительства.

Это здание тем интересно, что его стилистические особенности определяются как предконструктивисткие, подготовившие переход к конструктивизму, которым так славен Екатеринбург в нашей стране и за её пределами.

Здание Товарной биржи построено по проекту известного уральского архитектора К. Т. Бабыкина, автора ряда объектов, создающих своеобразие городского облика. Это здание Театра оперы и балета, Управления железной дороги, Государственной филармонии, УПИ, Дворца культуры им. Андреева и др.

К.Т. Бабыкин является родоначальником среднего (с 1938 г.) и высшего (с 1947 г.) архитектурного образования на Урале. Он учил молодёжь уважению и бережному отношению к историческому и архитектурному наследию.

Сквер перед зданием Товарной биржи запроектировал другой известный архитектор СВ. Домбровский. Это по его проектам созданы первые жилые дома, воспетые В.В. Маяковским, дома с системой коммуникаций и озеленёнными пространствами жилых дворов; сквер возле оперного театра, благоустройство проспекта Ленина, набережная по ул. Горького и др.

Сегодня мы становимся свидетелями уничтожения произведений лучших архитекторов города, творивших в XIX-XX веках; свидетелями крушения профессии архитектора, расточительного отношения к историко-культурому наследию.

Разрушительные работы ведутся якобы с целью осуществления проекта «Приспособление объекта культурного наследия под здание торгового назначения с подземным паркингом и реконструкцией зелёной зоны по ул. Вайнера и пер. Театральному, пер. Банковскому в Екатеринбурге» (главный архитектор проекта М.П. Южаков, ООО «Уралпроектдубрава»).

В представлении архитектора «приспособление объекта» не означает его разрушения, а ценность архитектурного сооружения не определяется фрагментами стены, лестницы или полов из метлахской плитки, которые по необоснованным причинам рассматриваются сегодня как предметы охраны здания «Пассаж».

В архитектуре «предметом охраны» может быть только сам объект проектирования и строительства в целом, как результат архитектурного творчества, позволяющие судить о мастерстве и творческой индивидуальности автора.

Мастерство архитектора как раз и состоит в умении создать объёмно-планировочное решение здания, соответствующее его назначению, средствами архитектурной композиции выявить гармоничность и единство частей и целого. Отрицание этого свидетельствует о ложном, искажённом представлении об архитектуре и явном непонимании специфики задач и содержания профессии архитектора.

Эстетика и ценность здания «Пассаж», как произведения искусства, к сожалению, оказались недоступны пониманию авторам научного исследования и проекта «Приспособление объекта культурного наследия...», уважаемым экспертам и деятелям из Министерства культуры. Фрагментарно расчленить здание - уничтожить его и авторский замысел.

Кто-то из архитекторов сказал с сожалением: «Убили здание», а другой добавил: «Дело не только в том, что убили здание, убивают Площадь 1905 года - сердце города». Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть материалы проекта.

Проектируется стеклянный, но в силу своих геометрических размеров, массивный расчленённый объём с несколькими тяжёлыми горизонтальными тягами по верху здания, увенчанного немасштабным, невыразительным куполом, который, несмотря на это, вступает в диссонанс с башней здания Городской администрации. Объём проектируемого здания значительно приближен к проспекту Ленина. Высота его по отношению к вмонтированному

фрагменту фасада «Пассажа» по проспекту Ленина в 1,5-2 раза превышает его, и очевидно, значительно превысит высоту здания Городской администрации, роль которого в застройке очень велика.

Площадь 1905 года (в прошлом Кафедральная) формировалась без малого три столетия. Её истоки восходят к первому плану города-завода, когда установилась самобытная архитекрурно-композиционная схема планировки центра города в виде пространственного ансамбля двух планировочно-равнозначных площадей (ныне площадь Труда и 1905 года) взаимосвязанных плотинкой.

Площадь 1905 года окончательно сложилась к 1947 году благодаря реконструкции здания Горсовета по проекту Г. А. Голубева.

Выразительная архитектурно-художественная композиция здания Горсовета определила его организующую и главенствующую роль в разнохарактерной застройке пощади, утвердив значение площади в качестве административного городского центра. Какие-либо попытки реорганизации площади и её окружения требуют большой осторожности. Так при проектировании здания Метростроя, расположенного с северной её стороны, проект неоднократно рассматривался в Свердловской организации Союза архитекторов и в результате высота здания была снижена на 2 этажа. Нельзя было допустить снижение роли здания Горсовета в окружающей застройке.

Восприятию башни со шпилем с дальних подходов к центру уже нанесён ущерб постановкой высоток по ул. Вайнера и Хохрякова.

Предлагаемое ныне «Приспособление объекта культурного наследия...» принижает роль здания городской администрации, разрушает сложившееся равновесие в застройке спорным сопоставлением двух противоречивых по объёму и стилистике зданий, ставит под сомнение значение площади как административного центра города.

Принятие решений при разработке и согласовании проекта на столь ответственном в градостроительном отношении участке рекомендуется проверять выполнением развёртки по проспекту Ленина и макетом площади 1905 года, чего вероятно не было сделано.

Предлагаемые решения должны были пройти общественные слушания и, прежде всего в Свердловской организации Союза архитекторов Р Ф Очевидным становится то, что рассмотрения только на Градостроительном совете недостаточны и поверхностны.

Проявлена удивительная некомпетентность в выступлениях в СМИ пресс-секретаря мэрии Д. Сухорукова, пресс-секретаря Министерства культуры Н. Квашиной. Выступление представителя производства работ компании «Малышева 73» юриста И. Филиппова выглядело попыткой дезинформации органов власти и гражданской общественности Екатеринбурга.

Производство работ компанией «Малышева 73» начато поспешно, воровским способом в праздничные дни с нарушением требований безопасности к проведению строительных работ (забор не был поставлен полностью, не было навесов над пешеходной зоной, отсутствовала информация о производителе и начатом производстве работ и др.).

Со стороны администрации города проявлено безразличие, бездействие по отношению к беззаконной деятельности компании «Малышева 73».

В связи с вышесказанным архитекторы-ветераны Свердловской организации Союза архитекторов России ставят перед коллегами следующие вопросы:

1. На каком основании земли общего пользования городского сквера перешли в частную

собственность?

2. Как памятник культурного наследия передан в частную собственность без обременений,

связанных с охраной памятника культурного наследия регионального значения?

3. Как и почему начато производство работ по разрушению объекта, если, как сообщается в

печати, в мэрии «даже не видели окончательный проект реконструкции «Пассажа»?

4. Кто дал разрешение на подобную реконструкцию? Кто принимал решение о фрагментарной охране здания «Пассаж» и кто несёт за это ответственность?

5. Какова роль Министерства культуры в происходящей вакханалии?

6. Чем руководствовались авторы проекта из ООО «Уралпроектдубрава» при разработке

проекта в расчёте на снос здания «Пассаж», если заключение ОАО «УралНИИАС» на

«Обследование несущих строительных конструкций здания ОАО «Центрального

универмага «Пассаж» по адресу г. Екатеринбург ул. Вайнера 9» за № 20 от 22 апреля

2011 г., а проработанные проектные материалы с планами и фасадами датированы

мартом 2011 г?

7. Насколько можно доверять выводам экспертизы, выполненной группой экспертов, аттестованных приказом Росохранкультуры в феврале 2011 г. (07.02., 21.02.), и основанной только на научно-исследовательских работах ИП М.П. Южакова и обследованиях «УралНИИАС»?

8. Почему проигнорировано решение Градостраительного Совета Департамента

архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 23.09.11 о

проведении конкурса на поставленную тему?

Причины по которым мы считаем разрушение здания «Пассажа» незаконным:

1. В пункте 8 статье 17 закона № 73-ФЗ «предметом охраны» названо лишь описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр. Из этой формулировки не следует, что охране подлежат только эти особенности.

2. В статье 40 речь идёт о сохранении объекта культурного наследия и обеспечения физической его сохранности.

3. Статья 44 не предусматривает приспособления объекта культурного наследия путём его сноса.

4. Статья 37 требует немедленного приостановления любых работ даже в том случае, если у объекта обнаружены только признаки объекта культурного наследия.

Естественно что эта мера, тем более, должна касаться объектов, признанных памятниками и внесёнными в реестр.

Поскольку перечисленные пункты нарушены, должна наступить ответственность, предусмотренная статьёй 61.

Подводя итоги вышесказанному, архитекторы-ветераны Свердловской организации Союза архитекторов России делают следующие предложения:

1. Действия по сносу здания «Пассаж» признать недопустимыми. Работы компании «Малышева 73» остановить.

2. Призвать органы прокуратуры и следственного отдела провести расследование фактов грубейшего нарушения законодательства Российской Федерации в целях возбуждения уголовного дела.

3. Считать необходимым восстановить статус земли в границах сквера в качестве земли общего пользования.

4. В судебном порядке отозвать права собственности на земельный участок и объект культурного наследия «Пассаж».

5. Обязать компанию «Малышева 73» восстановить утраченный объект, либо взыскать стоимость полного его восстановления.

6. Рассмотреть вопрос о лишении компании «Малышева 73» права строительной деятельности на территории Екатеринбурга и Свердловской области.

7. Рекомендовать Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений совместно со Свердловской организацией Союза архитекторов РФ провести конкурс на восстановление и реконструкцию памятника культурного наследия «Пассаж».

8. При Союзе архитекторов организовать секцию по охране памятников архитектуры и историко-культурного наследия, поскольку проблемы города в этом плане не исчерпываются только судьбой здания «Пассаж».

9. Провести в Свердловской организации Союза архитекторов слушания по проекту «Приспособления проекта культурного наследия...» с анализом всех сопутствующих материалов с выводами и оценкой деятельности участников сложившейся ситуации.

10. Обнародовать позицию архитектурной общественности Екатеринбурга в СМИ.

Сканы с оригинальных копий того времени Перечня работ архитектора К.Т. Бобыкина с его личными правками.



перейти в альбом



перейти в альбом



перейти в альбом



перейти в альбом




перейти в альбом

Пассаж, архитектор Бабыкин, снос Пассажа, Константин Трофимович Бабыкин, boroda(c), екатеринбург, Малышева 73, Памятники истории и архитектуры

Previous post Next post
Up