Московский кинофестиваль для меня всегда начинается с чувства, что я никакой не отечественный кинематографист. Хотя просмотр церемонии открытия наводит на мысль, что это скорее мой плюс.
Открытие.
Ежегодно я задаюсь вопросом, почему постановщики делают вид, что цивилизация не изобрела телесуфлера, почему ведущие не считают нужным отрепетировать речь и выучить фамилии своих зарубежных коллег, а зарубежные коллеги до самого выхода на сцену остаются в неловком неведении, что им нужно будет на нее выходить? С другой стороны, я ждал приглашения на сцену Бреда Питта, но режиссер посчитал, что это не самая достойная личность, чтобы включать его выступление в телеверсию. Это был главный сюрприз открытия!
Мне хочется посмотреть в честные глаза режиссера-постановщика церемонии и режиссера трансляции, ибо ребята просто соревновались, кто обеспечит максимальное падение телерейтинга «Первого» канала.
Также восхищает, что на смену глубокой и спокойной сине-золотой гамме пришло попугаистое сочетание оранжевого с малиновым. Несомненно, оно ассоциируется с радостью и счастьем, только не понятно чьей и по какому поводу. Но это не могло остановить художника на достигнутом, и он одел в разноцветное девушек, выносящих призы, а малиновые и оранжевые полосы закрутил на трех гигантских мониторах, добиваясь поразительного стробоскопа в телеэфире.
Главным удивлением прошлого феста была красная дорожка зеленого цвета, которую постелили на асфальт Нового Арбата вдоль стены кинотеатра и, чтобы звезд не обдавало дорожной пылью (или звезды злонамеренно не затмили свет правительственных кортежей), отгородили фанерной стенкой. Таким образом, триумфальная дорожка превратилась в темный коридор, в котором устроили курилку. В этом году (ура!) церемонии вернули в «Пушкинский». Но, чтобы звезды не зазнавались, дефиле нам тоже решили не транслировать.
Кино и зрители.
Приходится в очередной раз признать, что спецпрограммы интереснее конкурсной. И дело даже не в том, что в спецпрограммах стоят более привлекательные фильмы, а в том, что к отборщикам спецпрограмм ты доверяешь больше, чем режиссерам-конкурсантам. Можно быть уверенным, что Петр Шепотиник выберет любопытное кино. Даже, если оно тебе не понравится, тебе будет интересно досидеть до конца сеанса.
Документалисты в очередной раз выглядят привлекательнее игровиков - они актуальны, провокационны, но без дешевого эпатажа, содержательны и конкретны в авторских высказываниях.
Зрители продолжают делать ставку на вечное: наибольший ажиотаж был на совместный фильм Гринуэя и Годара. Я тоже пошел, поскольку обещали экзерсис оных персон в технологии 3D. Надо сказать, что парни оторвались на славу. Впервые после стереосеанса у меня болела голова. Слово «хулиганство» для меня наиболее точно характеризует увиденное. Похоже, что классики хотели меня убедить, что 3D - это зло, по методу «клин клином».
Кстати, благодаря очень удачному спонсорству, весь зал напоили холодным чаем, что просто спасло в тот день 200 или 300 уже маловменяемых человек, прорвавшихся в зал после бешенной уличной жары. И эта забота была правда трогательна и уместна, какие бы цели не преследовал рекламодатель.
Симптоматично, что зрители перестали аплодировать логотипу фестиваля в начале сеанса, и вяло поощряют авторов фильма в финале. На закрытии ведущий в голос просил зрителей аплодировать победителям, ибо зрители не собирались тратить силы на такую бессмыслицу.
Зрители скандалят, если им приходится сидеть на ступеньках, что раньше считалось роскошью и удачей. Еще кинотеатр ошибочно продает билеты на места, забронированные для жюри. И зритель отвечает достойно на козни судьбы, сгоняя жюри с насиженных, но необилеченных мест. Это выросло поколение людей, лишенных Музея кино и не понимающих, что седалищный нерв не участвует в просмотре фильма.
Не менее пугающе, что событием становится присутствие на показе хотя бы одного известного российского кинематографиста. Действительно, зачем профессионалам тратить личное время на кино?! Залы на треть пустые на вечерних сеансах.
Пропали афиши фильмов-участников. Кино теперь - это убористый список 300 неидентифицируемых названий. А раньше считалось, что афиша - это вполне себе хороший способ продвижения фильма.
Охрана - это особое достижение. Они, конечно, дружелюбные и вежливые ребята. Но 3 (Три) человека весом в центнер каждый способны отпугнуть своим дружелюбием и вежливостью любого.
Закрытие.
В очередной раз Президент фестиваля посетовал на отсутствие Дворца фестиваля. И каждый год хочется его спросить: а как союз кинематографистов умудрился слить Киноцентр, который явно был рассчитан именно на такую функцию. Почему он превратился в кинокоммуналку с коридорной системой и вульгарными парчовыми обоями - наследием ночного клуба?
Кинотеатр «Октябрь», естественно, не приспособлен для профессионального тусования - это очень хороший премьерный кинотеатр. Но не фестивальный центр.
Еще десять лет назад у нас не было единой площадки, и фест проходил в 6-7 кинотеатрах, разбросанных по городу. В условиях московских расстояний было неудобно, но создавалось ощущение, что фестивальные показы захватили город. Теперь же точнее назвать фестиваль «Новоарбатским», а не Московским, поскольку на этой улице вся «движуха» и заканчивается.
Больше всего ММКФ мешает статус фестиваля класса «А». Кажется, именно эта буква алфавита не дает мероприятию обрасти естественное лицо.
Взять в конкурс амбициозные проекты или обрасти пулом собственных режиссеров не получается. Кинорынка нет, значит - не едут прокатчики и продюсеры. Они не везут звезд, значит - нет прессы и ажиотажа у красной дорожки. Значит - нет туристов. Да и вообще, при выборе между Москвой и Каннами выбор зарубежного туриста очевиден. Подозреваю, если поставить рядом Московский Международный и Сочинский Немеждународный фестивали, то выбор опять же будет не в пользу Москвы, поскольку в Москве нет моря. Кино, которое показывается в конкурсе не получает никакого пиара или преференций в прокате и никакого интереса сколь-либо массового зрителя. В итоге 10-дневный киномарафон работает на 2 фильма-лидера. Это коммерческие (не авторские ни разу) ленты, показываемые на церемониях открытия и закрытия. И вот ради них приезжают звезды и приходит пресса.
При этом нет и «фана». Международный фестиваль в общем-то не работает на сплочение нашего кино с зарубежным. Скорее демонстрирует строго обратное - он почти никому не нужен. И ярмарка тщеславия не получается, и праздник не радостный, и работы никакой. В этом году Generation Campus вселил надежду, что фестиваль может быт полезным молодым кинематографистам. Тем не менее на самих показах студентов нет! Нет ВГИКовцев, кроме тех, кто работает в оргкомитете. ВГИК даже не считает нужным централизованно аккредитоваться на ММКФ.
Похоже, главная функция ММКФ - демонстрировать в сконцентрированном десятидневном формате все годовые проблемы нашего кино. И эти проблемы подозрительно переходят из года в год по единым спискам.
И о хорошем.
И все же, внутренний мир фестиваля жив. Когда ты прорываешься через гостеприимные тиски охраны, в углах холла «Октября» начинают угадываться знакомые лица товарищей по цеху, с которыми только тут и видишься. И многие из них ежегодно отдают свои силы этому фестивалю. И ради заряда от таких встреч можно ждать следующего ММКФ.
И конечно, не перестаю поздравлять славный коллектив фильма «Это не я» с премьерой и полным залом! Я, как настоящий закаленный зритель, купил билет (а не перехватил пригласительный), сидел на ступеньках, хлопал и был абсолютно счастлив!