Про Украину, хобби и настольные игры

Mar 20, 2020 18:00


 

Даже если вы не увлекаетесь настольными играми, то все равно можете заметить, что этот вид досуга сегодня весьма популярен. Настольные  игры активно рекламируют в интернете, по мотивам популярных «настолок» снимают фильмы (скажем честно - почти всегда неудачно), да и в городах появляются заведения, где можно провести досуг за игрой. Ну и клубы «Мафии» - это модно и даже соревнования проводятся по этой настольной игре…

Но это только видимая часть айсберга под названием «Настольные игры». Как же обстоят дела в той части, которую обычные игроки не видят? Что интересного могут рассказать те,  кто выпускает настольные игры?

Предлагаю вашему вниманию интервью с со основателями BOMBAT GAME Ириной Тихенко и Евгением Олейниковым. На мое скромное мнение эта беседа будет интересной не только для украинских любителей настольных игр…

Добрый день! Первый вопрос вполне логичный - почему именно настольные игры? Чем привлек ваше внимание именно этот бизнес? Как отнеслись родные-близкие к фразе - «Я буду производить настольные игры»?

Добрый день, Богдан! Этот вопрос часто задают первым, правда не всегда спрашивают о реакции родных и близких. Началось все лет 10 назад, когда две наши семьи (компанию основали две семейные пары Евгений и Людмила Олейниковы и Александр и Ирина Тихенко) столкнулись с вопросом, чем занять наших детей. На тот момент зарубежные настолки были дороже наших ожиданий, а украинских игр достойных внимания мы не встретили. Поэтому Евгений сделал свою игру с фигурками солдатиков, картой и понятными правилами. Эта игра понравилась детям, и мы заиграли её «до дыр», собственно тогда и родилась идея бизнеса: издавать качественные настольные игры детей с миниатюрами. Как отреагировали родные? Конечно поддержали наше начинание, помогали собирать первые коробки и паковать отгрузки.  Но конечно с определенной долей скептицизма, а куда без него в украинских реалиях.

Я знаю, что BOMBAT GAME выпускает игры, которые создали наши украинские разработчики. Какая была игра первая, и какая последняя на данный момент? Сколько всего игр вы издали?

Первой игрой стал «Адмирал» - это масштабная игровая система на военно-морскую тематику, которая корнями уходит в штабные флотские игры. Это был хороший опыт, который сразу позволил нам выявить множество ошибок, которые мы совершили при реализации первого проекта. Последней игрой на сегодня является интересная мемори-игра «Пещера сокровищ», которая вышла в ноябре 2019 года. Всего же у нас в постоянной линейке уже почти 30 настольных игр для детей и взрослых, и еще около 10 настольных игр были нами изданы на заказ, лимитированным тиражом для конкретных компаний.

Общаетесь ли вы с игроками (к примеру, на тематических фестивалях) - сколько лет среднестатистическому любителю «настолок» из Украины?

Да, это наше любимое занятие и часть нашей корпоративной культуры. Мы обязательно принимаем личное участие в фестивалях настольных игр (Игросфера, Гикосфера… жаль список короткий) именно для того, чтобы вживую пообщаться с тусовкой, понять чем дышит настольный мир и получить фидбек на наши новинки или протестировать прототип! Тяжело сложить некий обобщенный образ любителя настолок, но все-таки это люди общительные, мыслящие без стереотипов и интеллектуально развитые.

Какой игровой проект BOMBAT GAME вы считаете самым успешным?

Это прямо как выбрать среди ребенка любимого, но попробуемJ Среди игр для детей это ЗООрегата - несомненный наш хит с 2013 года, очень удачное попадание в аудиторию 4-12 лет, с миниатюрами, яркая и живая игра. Игра активно развивается. По сути, на рынке сейчас представлено 3-е издание игры, а общий тираж уже исчисляется десятками тысяч копий по всему миру.
Среди семейных и игр для компании - «Лес: легенда о Мантикоре» и «Казацкий поход». «Лес»  - это кооперативная игра, пользуется популярностью у любителей фентези разного возраста. Игра издается уже более 5 лет и не теряет своей актуальности. «Казацкий поход» - это относительно новая игра, аутентичная, с оригинальной механикой, про политику и интриги, поэтому не удивительно, что она вызывает интерес.
И несомненный хит пати-игр (не только среди наших, но среди всех игр, представленных в Украине) - это игра «Градус». Через 2 месяца после своего выхода игра стала топом продаж розничных  и онлайн магазинов и не спускает планку до сих пор. В этом году планируем ее продолжение.

Сколько в среднем времени занимает работа над игрой? Предположим, есть готовый простой вариант для print-and-play - сколько месяцев уйдет на создание иллюстраций, изготовление компонентов и прочего творческого процесса? Какая игра BOMBAT GAME стала самой трудоемкой?

Тут нет однозначных оценок, все зависит от качества проработки прототипа и количества уникальных компонентов. Если говорить, что игра прошла тестирование успешно, и у нас есть наработанная статистика и сняты все вопросы по механике (что само по себе может занимать от 2х месяцев до 2-х лет), то дальнейший процесс дизайна и издания игры занимает до 6 месяцев. Если говорить о самой трудоемкой игре, то наверное это был «Градус» - 220 карт заданий, с уникальными картинками и оригинальными текстами.



Сколько сотрудников в BOMBAT GAME? Они играют не только в собственные игры ;)?

Если говорить о костяке, то сегодня это 7 сотрудников, и еще столько же людей, которые работают с нами над нашими проектами:  авторы, дизайнеры, копирайтеры, переводчики. И конечно мы играем в настольные игры, и, не поверите, иногда прямо на работеJ
    Но играем мы не только в свои игры, очень много авторских игр, которые нам предлагают к изданию, ну и конечно мировые хиты. Например, дома у каждого из нас более 50 разных настольных игр, которые регулярно вынимаются из шкафа.

Просматривая ассортимент украинских интернет-магазинов настольных игр, нетрудно заметить, что процент отечественных игр очень скромный. Да, есть украинские локализации того же «Манчкина», но вот игр разработанных в Украине мало. Как вы оцениваете эту ситуацию? Есть ли шансы, что в год наши разработчики будут выдавать хотя бы пять-десять качественных игр?

Несомненно, есть, наше издательство получает точно более 30 предложений от авторов в год, да не все из них достаточно проработаны, но есть и достойные внимания предложения. Кого-то мы просим доработать игру, кому-то даем подсказку в каком направлении развивать игру, а с кем-то заключаем договор и издаем игру. Мы готовы издавать 3-5 новых игр в год, так что дело за авторами, а они в Украине есть и достаточно креативные.

Красивые пластиковые компоненты (у вас в магазине я видел парусники и динозавров) без всякого сомнения, украшают игровой процесс. Гораздо приятнее двигать по карте условного пластикового динозавра, чем передвигать картонную фишку. Кто придумывает дизайн и изготавливает миниатюрки для BOMBAT GAME?

Да, это также одна из ключевых идей бизнеса: качественная и привлекательная компонентная база. Миниатюры - это всегда красиво, играбельно и приятно, особенно для ребенка. Всем этим занимается в нашей команде Евгений, он их придумывает, разрабатывает для них дизайн и организовывает реализацию миниатюрок в пластике. У него есть мечта, реализовать в пластике ту первую игру, которую он придумал, собственно с чего все и началось, но пока он совершенствует и оттачивает свои навыки в 3D моделировании, чтобы реализовать тот проект на соответствующем уровне.

В ассортименте вашего магазина я заметил, что значительная часть игры предназначена для семейного досуга. Какой вы видите идеальную настольную игру для всей семьи?

Это игра для 3-4 игроков, длительность партии не должна составлять более 30 минут. Идея игры должна быть не конфликтная, конечно в идеале - это кооперативная игра, как «ЛЕС: Легенда о Мантикоре», но для семейной игры подойдет и соперничество (кто быстрее, кто раньше и так далее) но не прямая конфронтация. Еще желательно, чтобы интрига в игре сохранялась как можно дольше, чтобы отстающий не чувствовал себя побежденным на середине партии. И еще важно, чтобы игра не давала преимущество старшим, тем кто быстрее считает, читает и т.д.

Цены на продукцию BOMBAT GAME весьма бюджетные (к качеству  компонентов лично у меня претензий нет) - с чем это связано?

Да, мы изначально приняли для себя стратегию, что все наши игры и компоненты к ним мы изготавливаем в Украине, но делаем это из качественных материалов и в хорошем исполнении. Это позволяет нам формировать доступное ценовое предложение именно для украинского рынка.



Есть ли у вас «норматив» - «в год нужно выпустить не менее десятка новых игр, и переиздать самые популярные прошлые проекты»? Сколько игр BOMBAT GAME выпустила за 2018-2019 год?

Нет, таких «нормативов» у нас нет, если мы видим, что тираж какой-то игры распродался, то мы анализируем целесообразность печати нового тиража и это зависит от успешности каждого конкретного проекта. Вот по новым играм мы все-таки стараемся держать темп около трех новых игр в год. Если посмотреть на 2018-2019 годы, то мы выпустили 6 новых игр: Dino Land, Dino Sport, Градус, Казацкий поход, Dino Battle, Пещера сокровищ.

Насколько высок «кредит доверия» у украинских магазинов настольных игр к отечественному производителю? Насколько отечественные игроки охотно играют в украинские игры?

Непростой вопрос, так как отношение к отечественному продукту неоднозначное, но все-таки в большинстве своем на рынке нас поддерживают, хотя конечно за 8 лет многие уже смогли оценить и контент и качество наших игр, а вот еще лет 5 назад отношение было более «прохладным». Отечественные игроки тоже стараются нам помочь, кто советом, кто подскажет интересную идею развития игры, кто правила подкорректирует. Пользуясь моментом, хочу сказать спасибо всем небезразличным любителям украинских настольных игр!

В чем самая большая трудность украинской компании разрабатывающей и выпускающей  свои собственные настольные игры?

Наверное, это отсутствие практического опыта в изготовлении компонентной базы у наших партнеров, очень многие вещи мы делаем впервые и часто набиваем себе «шишки». Это сложно, сначала что-то придумать, а потом объяснить это подрядчикам и добиться действительно качественного исполнения.

Вы согласны с высказыванием, что две самые большие трудности в создании настольных играх это оригинальность идеи и игровой баланс?

Не совсем, конечно это важные вещи, но мы бы больше акцентировали внимание, что идея игры, игровая механика должна быть интересной и держать в напряжении всю игру. Оригинальность понятие относительное: все игры это так или иначе карты, кубики, тайлы и некая идея - порядок их использования и взаимодействия между игроками. Вот эта идея должна быть интересной!

И последний вопрос. Чтобы вы посоветовали человеку, который хочет создать свою собственную настольную игру? Есть какая-нибудь полезная база знаний? Или все дело в опыте (нужно сыграть в условную сотню разнообразных игр)? Является ли обязательным для разработчика «математический склад ума»?

Да, наверное все, что хотелось сказать, я было  в ответе на предыдущий вопрос. Наши стандартные требования к авторам  выложены у нас на сайте в специальном разделе «Работа с авторами». Что еще можно посоветовать:
  • Если идея вам нравится, то тестируйте и развивайте игру, экспериментируйте, пока она не понравится вашим друзьям, знакомым, а в идеале незнакомымJ.
  • Математиком быть не обязательно, но полезно! Тесты без «математики» - это может быть лишних пару лет разработки.
  • Оформите красивый прототип, это существенно повышает шансы на успех и демонстрирует вашу готовность работать над проектом.
@bombatgamecom

игры, настольные игры, bombatgame

Previous post Next post
Up