Есть в Квебеке такая штука - Sentier National, или, по-английски, Quebec National Trail. Это пешеходный маршрут по хребтам, он пересекает весь Квебек по диагонали с юго-запада на северо-восток, через 8 регионов. Хребты, правда, невысокие, вершины от 400 метров до 900. Но 1041 километр!
Настоящие фанаты могут получить сертификат "Grand randonneur du Sentier national au Québec", он имеет 4 уровня. 1-й - нужно побывать во всех 8 участках, в сумме пройти от 100 км. 2-й уровень - от 500 км, 3-й - 1000 км, 4-й - пройти весь трейл (как-то не сильно отличается от 3). Прохождения каждого участка нужно официально подтверждать. И еще всякие правила, типа не больше одного участка в один день.
Трейл проходит через многие парки, и там ничем особо не выделяется среди остальных маршрутов. В остальных местах он похож на парк, но бесплатный и с гораздо меньшим количеством правил и запретов. Работники альпинистского магазина уверяли меня, что если я поставлю на трейле палатку, мне никто ничего не скажет.
* * *
Я давно собирался посмотреть, что там с трейлом, а вдруг там действительно можно пойти в поход с палаткой. В моей компании есть так называемые летние часы. В теплое время года, если ты успел наработать за неделю положенные 35 часов, в пятницу можно уходить с работы в 13:00. Обычно я так и делаю. Это дает отличную возможность присовокупить половину пятницы к выходным.
В ту пятницу я погулял в южной части трейла, на территории маленького городка Saint-Donat.
Это специальная бесплатная парковка для тех, кто приехал на трейл. Моя машина единственная.
А это почтовые ящики и рекламные буклеты для тех, кто живет рядом.
Чтобы почтальону не обходить десятки домов, размазанных на километры по горам, ящики собирают вместе, а люди сами приезжают за своей почтой.
С парковки уходит несколько тропинок, повсюду куча карт и объявлений.
Этот участок Sentier National называется Inter-Centre.
Вот карта района.
Судя по обозначениям на карте, ходить по трейлу, когда нет снега, не входило в планы организаторов.
Красный пунктир - это как раз Sentier National, и по нему предполагается ходить на лыжах. А черный пунктир - это маршруты для снегоступов.
Вот сам трейл. Типа, для nordic ski.
Соответствующее объявление.
Запрещено все. Чтобы лыжню не портить.
А это уходит в сторону тропа для снегоступов.
Я решил идти по трейлу.
Да, найти место для палатки будет не просто - деревья стоят стеной.
Первые 40 минут подъема проскочили незаметно.
Здесь была специально вырубленная в стене деревьев смотровая площадка, о чем говорит табличка. Не знаю, как давно это было, но сейчас деревья стоят стеной и не видно вообще ничего, хотя рядом красивейшее озеро в закатных лучах. Зато есть место под палатку. С детьми суда идти от машины, наверно, часа полтора.
Это место пересечение с тропой для снегоступов (черный пунктир на той карте).
Так она выглядит дальше.
Наш обычный ужик.
Еще полчаса подъема. Первое озеро.
Купаться в нем, наверно, реально, но не просто.
А тропа идет дальше.
Почти-что автомобильная дорога резко заканчивается, и трейл становится вот таким.
Вдруг по дороге обнаруживается что-то совсем непонятное.
Табличка говорит, что это остатки бомбардировщика Liberator, разбившегося в 43-м году. Тут я вспоминаю, что на карте был странный самолет.
https://en.wikipedia.org/wiki/1943_Saint-Donat_RCAF_Liberator_III_crash На месте крушения музей и могилы погибших.
И наверху над этим всем традиционный столик для пикника.
Иду дальше. Надо заметить, за те несколько часов, что я нахожусь в лесу, я не встретил ни одного человека. До этого момента меня это не беспокоило.
Какашки похожи на беличьи, но они огромного размера. В голову пришло, что так могут выглядеть какашки туриста, встретившего медведя.
Решил на всякий случай звякнуть домой, чтобы хоть сообщить, где меня искать, если что. Связи не оказалось.
Какое-то большое животное с очень жесткой шерстью яростно чесалось об деревья, судя по всему совсем недавно. У меня возникло неприятное чувство, что за мной от самой машины все время наблюдают. В таких случаях главное - подавить в себе желание постоянно оглядываться.
О, наконец-то сохранившаяся смотровая площадка.
Еще рывок - и я на вершине Montagne Noire (Черная Гора).
Высота, как видите, 872 метра. Заявлялось, что перепад высот 480 метров.
Выглядит вершина не романтично, но палатку поставить есть где.
Здесь же с трейлом пересекается тропа для снегоступов. Вниз решил пойти по ней.
Копыто. Лоси?
Неспешно спустился часа за полтора.
Вот что я мог бы видеть с маршрута, если бы деревья хоть немного позволяли.
Это дорога, по которой я приехал. Вначале она идет вдоль озера, и красота неописуемая. Но не нрешился остановиться - обочины нет, деревья стоят сразу у белой линии, а из-за поворота в любую минуту вылетит следующая машина...
Цифры. Перепад чуть меньше 500 метров. Но поскольку трейл все время идет вверх-вниз, мой Garmin показал суммарный набор высоты 1100 метров.
Ну и сам Saint-Donat. Один из многих маленьких городков, затерянных в горах, на берегу огромного озера. Очередной кандидат на место для жизни на пенсии. Клуб города создал так называемый "La Grande Boucle Des Hauts Sommets" - Большое Кольцо Высоких вершин. Это 25-километровый кольцевой маршрут по 6 основным вершинам района. Пишут, что это public lands. И 4 домика - приюта. Кстати, они начали эту деятельность относительно недавно, в конце 90-х.
http://www.clubpleinairsaint-donat.org/historique.html Итак, пятница. Два часа от работы на машине (из-за траффика и пробок). 5 часов горной безлюдной тайги (так никого и не встретил). Километр набора высоты. Полтора часа домой - 130 км, но хайвеи свободны и все несутся, превышая разрешенные 100 км/час. В 11 вечера уже пил дома чай. По ощущениям, как будто сходил в небольшой отпуск. А выходные ведь еще даже не начались.
Да, это не Караби и не Говерла. Но это меньше двух часов от дома. Теперь предвкушаем зиму, чтобы использовать La Grande Boucle по назначению.