Оригинал
здесь.
А если бы он вашу дверь поджег?», «Мы - против насилия», «Псих или хулиган, а не художник», «Пусть бы ФБР поджечь попробовал», «а если бы из двери вышел охранник?» и даже «В 93-м расстреляли парламент, разве лучше стало?». Русский интернет от акции Павленского вскипел не слабее, чем после панк-молебна.
Про дверь опустим сразу, это - пошлая, тупая ложь, запущенная кремлевскими ботами. Потому что даже говорящим это ясно, что никакая другая дверь, кроме выбранной, ему не нужна. Остальное приходится слышать от вполне интеллектуальной и либеральной части населения. Можно, конечно, сделать
подборку восхищенных отзывов, но и противоположного хватает. Растревоженные мудрецы пытаются трезво
рассуждать о символе и образе,
плюютсяПавленским в своих же по классу и просто
матерятся без мата - они умеют. Вот об этом стоит сказать пару слов, потому что многие, не будучи ватниками и кремлеботами, по сути занимаются той же манипуляцией и подменой смыслов. А поговорить есть о чем.
Прежде всего, не надо путать демократическое общество с тоталитарным. Демократическая доктрина предполагает право народа на свержение власти насильственным образом, если власть отказыватся заботиться об обществе. Тоталитарная идея прямо противоположна: власть имеет право защищать себя от любых посягательств со стороны общества любыми средствами. Эти две концепции никогда не могут сосуществовать в одном пространстве. Так что прежде всего, каждому стоит определиться, с каких позиций он смотрит на мир и каким предпочитает видеть его в будущем. И если у спорящих не совпадают эти позиции, обсуждать имеет смысл именно это, а не всякие детали и персоналии.
Не надо путать гражданина и правителя, а тем более - гражданина и охранника этого правителя. Гражданин имеет право заботиться прежде всего о своих интересах, правитель - не имеет. Служба госбезопасности обязана заботиться прежде всего о безопасности граждан. Безопасность Государства (власти) - не есть безопасность граждан, а часто это - взаимоисключающие вещи.
Не надо путать насилие с действием. Действие всегда имеет конкретный смысл и причинно-следственную связь. Недаром, по закону суд обязан учитывать не только проступок человека, но также его мотивы и обстоятельства. Наш суд не любит этого делать. Так нас обманули после событий на Болотной, объяснив, что перевернутые туалеты - акт вандализма и насилия, и «дай им волю - всю Россию перевернут». «Не заметив» причины, умолчав, что те туалеты - не более, чем отчаянная и безнадежная попытка защититься от бессмысленных и незаконных избиений. Насилие ведь бывает и оборонительным.
Наверное, есть смысл обсудить и допустимую меру насилия. Я, например, считаю, что киевский Майдан оттого и выиграл морально, что применив насилие, не превысил этой меры - до конца шел с палками и камнями на людей, имеющих огнестрельное оружие. А вы как думаете?
Не надо путать художника и революцию. Революция (а тем более - насильственная) поджигает дверь, а затем входит внутрь дома и выкидывает оттуда власть (хорошо еще, если живьем). Художник в последний миг останавливается на пороге дома и на пороге насилия, пусть и в очень опасной близости. Ему нужны не кровь и не власть, а лишь реакция общества. Боитесь революции? Тогда думайте вместе с художником!
Не надо путать художника и власть. Художник в одиночку никогда не сможет уничтожить власть ни словом, ни делом. Власть легко может уничтожить художника физически, запретить его произведения, подменить пропагандистскими манипуляциями его мысли.
Наконец, не надо путать Павленского с Рубенсом. Это «политтехнологи от искусства» - арт-дилеры и кураторы когда-то назвали таких людей «художниками», чем внесли путаницу в мозги и дали пищу для бесконечных издевательств и манипуляций. Павленский, «Война» и Pussy Riot - такие же художники, как пикетчик Ионов, стоящий под памятником Жукову. Такие же, как нацболы в президентской приемной или Ганди, идущий во главе соляного марша. И как тот, что на осле в город въезжал. Недаром же я не раз слышал брошенное прохожими в адрес пикетчиков - «Провокатор!» (кстати, еще одно слово, в которое сегодня каждый вкладывает свой смысл). Как назвать людей, производящих некое действие, направленное вовне, расчитанное только на реакцию других людей, на изменения в их сознании и душе? Художниками? Провокаторами? Блаженными? Даже новое и более точное слово «акционист» не вполне отражает суть. Название для них еще предстоит придумать. Или вспомнить.
На самом деле, дешево-пропагандистское «а если вашу дверь?» не так уж фальшиво. Павленский действительно поджег дверь у многих. Ментальную такую дверцу. Вот только дерево сырым не оказалось бы.