Камбоджа - VI. Кто мы?

Mar 27, 2012 10:07





Среди руин Ангкора меня постоянно не оставляло ощущение, что здесь чего-то не хватает, много пустого места. Скульптур! Мы нашли их (те, что не рассыпались в пыль и не были растащены по всему свету) в Национальном музее Пномпеня. Множество статуй разных эпох. И разинули рты от изумления.

В Ангкоре мы увидели кхмерскую культуру времен расцвета империи. Последнего расцвета перед веками зависимости, войн и упадка. Но цивилизации не возникают ниоткуда. И вот именно доангкорские скульптуры (V-VII вв) перемешали все мои представления об истории.

Что это - Греция, Египет? Кто эти люди?! Они совершенно не похожи ни на изображения Ангкора, ни на современных камбоджийцев...





Всего через пару сотен лет их сменяют совершенно иные лица времен Ангкорской империи (IХ-XII вв):




Их удлиненные стройные тела - в свободных, летящих позах. Даже самые статичные из скульптур занимают позу "вольно", игриво опираясь на одну ногу. В Ангкоре позы становятся фундаментальными, массивная фигура человека ли, бога ли прочно и незыблемо врастает в землю, симметрично опираясь на огромные ступни. Движение (или готовность к нему) сменяются неподвижным напряжением удержания.







Правда, те, "первые" скульптуры - не из Ангкора, но Камбоджа совсем невелика. Что это значит? Военные завоевания и миграции изменили генотип? Или все же идеология могучей империи с возвышающимся над всем королем-богом настолько изменяет видение человеком самого себя? Или сам человек физически изменяется под влиянием собственного сознания?

Мы все же нашли в Ангкоре портрет нашей современницы ("Танцовщица" с ангкорского барельефа, предположительно, Индрадеви - вторая жена короля Джаявармана VII, и хозяйка нашего гестхауза в Кепе):




Да и сама почти 500-летняя история империи имеет свои периоды и нюансы. Но о вечном вопросе "Кто мы?" кхмерские фигуры все же напомнили. Впрочем, предложив и ответ: "Все мы в чем-то одинаковы!":


Путешествия, Камбоджа, Ангкор, религия, человеки

Previous post Next post
Up