Подъезжая к Боробудуру в 6 утра (а выбрались на байке из Джогьи еще затемно), мы почти ничего не знали о нем. Мы любим эту игру в первооткрывателей! А уж потом можно начитаться всякого и сравнить с собственными впечатлениями.
Среди
множества барельефов сразу заметили изображения красивых летящих по волнам кораблей. Аня попросила снимать их все, если попадутся. Позже мы обнаружили неподалеку от храма павильон, в центре которого гордо возвышался корабль, похожий на те изображения. Что это?!
История храма и его создателей весьма туманна, но предполагают, что жители малайского архипелага всегда были отменными мореходами, освоив маршруты от Китая до Африки. И тут начинается вторая история.
В 1982 году молодой англичанин (кажется, экономист или политолог по образованию) Philip Beale посетил Боробудур и влюбился в корабль. Тот самый, что на первом барельефе. Возможно, сказались два года службы в Королевском флоте, а, может, книжек начитался. Но он решил построить себе такой же.
Следующие 20 лет он продолжал работать менеджером в Сити, постепенно изучая историю островитян. Его вдохновила идея, что малайские корабли не только регулярно плавали к западной Африке с грузом специй, возвращаясь с железом и слоновой костью. Отталкиваясь от сходства африканской и индонезийской музыки и других элементов культуры, он предполагал, что мореходы доплывали и до западных берегов, до Гвинейского залива.
Лишь в 2003-м, найдя достаточное количество спонсоров и встретив специалиста по древним судам Ника Бермингема, Филипп начал строить корабль.
Опытный индонезийский мастер Асса Абдулла сделал его по традиционным технологиям из 7 местных лиственных пород, скрепляя их колышками - "деревянными гвоздями". Ассад пытался использовать для уплотнения кору бумажного дерева, но она протекала и в итоге воспользовались современной гидроизоляцией. Самым "аутентичным" оказался туалет: коробка метр-на-метр, висящая над правым бортом, с дыркой внизу, занавешенная холстом.
"Самудраракса" ("Страж моря") вышла из Джакарты 22 июля 2003 г. Филипп был смущен помпезностью проводов с участием президента, устроенных им индонезийцами. Раз за разом пытался объяснить журналистам, почему он, столь далекий от мореплавания и истории человек, решился на эту грандиозную авантюру: "Это была юношеская мечта. Я просто хотел доказать, что такое возможно!".
В сентябре они обогнули Мыс Доброй Надежды, а 23 февраля 2004 пришвартовалась в конечном пункте - Аккре (Гана).
После своего путешествия Бил создал коммерческую компанию Pioneer Expeditions, организующую самостоятельно или по заказу клиентов различные экзотические и экстремальные путешествия.
Ссылки:
Статья в "Time" про Филиппа БилаФотоматериалы экспедиции (в том числе - процесс постройки корабля)Краткая хронология экспедиции Сайт компании Pioneer Expeditions Филипп Бил:
Древние рисунки на камнях:
Корабли Боробудура:
Дожившие до наших дней типы местных лодок:
"Самудраракса" в музее Боробудура:
Технические характеристики корабля и его загрузка в путешествии (16 человек экипажа, 900 кг. риса и пр.)
"Самудраракса" в пути: