К колониальному периоду и истории китайцев Баба-Ненья
в Джорджтауне я еще вернусь. А пока перепрыгнем на более близкие времена.
Сегодня в антикварных лавках Джорджтауна:
Но "западная" музыка пришла на Пинанг гораздо раньше Битлз.
"С конца 30-х Ахмад Мерикан и Джо Роззельс играли в клубе Шанхай. Когда оккупировавшие Пинанг японцы разрешили немцам создать там базу подлодок
(он стал штабом 33 подводной дивизии "Муссон"), "Шанхай" оказался излюбленным местом немецких офицеров-подводников. Джо и Ахмад играли для них разную музыку, но неизменно в конце немцы требовали исполнения марша на барабанах. Под него они вставали, произносили тост, опустошали стаканы и разбивали их об пол. Ахмад вспоминал потом, как однажды, во время этой процедуры, он внезапно глянул на Джо, и не успели еще разлететься осколки стекла, как друзья одновременно поняли: этот экипаж не вернется на берег. Так оно и случилось..."
Однако заправлявшие на острове японцы сочли, что "музыка часто порождает у людей размягченные, сентиментальные чувства, и в условиях войны музыкальные вкусы населения должны подвергаться регулированию". Они запретили к исполнению около 1 000 американских и английских песен, среди которых были не только "военные или патриотические" (как Wembley Military Tattoo, Anchors Aweigh, Colonel Bogey), но и множество джазовых композиций.
После войны джаз вновь расцвел на Пинанге, а в 46 году начало вещание из Сингапура "Радио Малайя", транслировавшее самую популярную музыку того времени.
Японский плакат времен II мировой:
Немецкие подлодки на Пинанге:
Музыканты, игравшие в разных клубах Джорджтауна:
Мы долго гадали, кто же изображен на этом снимке 40-х, висевшем в музее?
Радио Малайя, 1946:
Антикварная лавка, Джорджтаун, 2011:
Архивные материалы из коллекции Музея истории Пинанга.