Jan 18, 2013 08:08
ЧЕТЫРЕ ВЕЧНЫХ ИСТОРИИ или
ТАК ГОВОРИЛ БОРХЕС
1. Осажденный город
Находясь в осажденном городе,
понимаешь, что город защищают герои,
а осаждают враги.
Выбравшись из осажденного города,
понимаешь, что осаждают город герои,
а защищают враги.
Добравшись до бухты,
поднявшись на борт корабля,
выйдя в открытое море,
не смотришь на отсвет пожара
на небе над покинутым берегом,
не видишь разницы
между врагами и героями.
Твое внимание сосредоточено
на набирающем силу облаке,
идущем с запада.
Шторм неизбежен,
и да хранят нас боги.
2. Возвращение
Возвращение героя - не проблема.
Проблема - возвращение собственности.
Вернуть старую жену Пенелопу,
маленький остров Итаку,
слепого певца Гомера,
о боги, как философы не поймут,
что только возвращение отнятого,
реституция (плюс люстрация)
означает, что герой вернулся
и перестал быть героем.
3. Поиск
Ищи! - кричат собаке,
и собака бежит опустив нос к земле,
сосредоточенно перебирает лапами,
ищет и, наконец, проваливается в яму,
в которой находится мертвый зверь,
которого ищут.
Собака лает - никто не слышит лая.
Собака воет - никто не слышит воя.
Собака прижимается к пахнущей шкуре
мертвого зверя: она нашла.
4. Самоубийство Бога
Что касается самоубийства Бога,
то оно начинается со времени Сотворения Мира.
Бесконечному приходится возиться с пространством,
Вечному - со временем, или, того хуже - с Историей,
к тому же, никак нельзя решить проблему
тепловой смерти Вселенной.
Продолжать начатое - самоубийственно,
вернуть все к исходной точке - тем более.
Получается, выхода нет.
Получается, выхода нет.
Хоть что-нибудь, да получается.
(2011)
смысл