Записки психиатра

Sep 04, 2012 09:34

*
Я, конечно, не столь наивен, чтобы думать, что границы свободы принципиально отличаются от границ дозволенного. Точно так же, мне известно, что там где появляются границы, сам собой появляется пограничник с овчаркой и автоматом и слышится грозный окрик; Стой! Кто идет?
*
Тише, тише, уже никто никуда не идет! - гласит одесский анекдот о старом Абраме, Цукермане, переходящем границу.

*
Там не менее границы существуют. И проблема состоит не в их отмене, а в либеральном пропускном режиме и четкой делимитации, исключающей приграничные конфликты. В этом смысле у меня есть идеальная неосуществимая модель:
неприкосновенность и защищенность личного и группового пространств при открытости, нейтральности и плюралистичности общественного пространства. Улиц парков и площадей хватит на всех. Каждый может выразить свое мнение, но в обстановке, где взаимное выражение собственного мнения не будет напоминать разборки после танцев в сельском клубе.

*
Враждебные друг другу политические и религиозные течения будут существовать всегда. У каждого из них должно быть пространство для самовыражения. но у них не должно быть пространства для столкновений. Шииты и сунниты верят по-разному. И у каждого из течений Ислама есть свои мечети. Но вот проникновение суннита-смертника в шиитскую мечеть - это уже не выяснение идеологических разногласий. Православные церкви в Украине (их довольно много. правда крупных "всего" три) открыто враждебны друг другу. У каждой юрисдикции свои храмы. И это хорошо. Но иногда возникают стычки в борьбе за спорные территории. И это не так уж хорошо, хотя количество жертв тут меньше, чем в первом случае.
*
Первомайская ночь в Берлине. о которой я уже писал приводит к тому. что несколько десятков людей выходят покалеченными из этих стычек. Преимущественно это - полицейские, пытающиеся выполнить роль "живой берлинской стены"...

*
Но меня интересует еще два вопроса. Первый - проблема моральных страданий. Многие мои друзья путают страдание и раздраженность и агрессию. Между тем - это разные вещи. Пример - когда на улице еврею говорят "Жид! Прочь с дороги!" и сбивают с него шляпу (исторический эпизод - такое произошло с отцом Фрейда Якобом) это - причинение морального страдания, как потом оказалось не только самому Якобу, но и всей его семье. Если кто-то говорит, что ему не нравится (причиняет страдание) внешний вид африканцев, евреев, гомосексуалистов, женщин в коротких юбках или в брюках, мы все становимся жертвами неточности формулировки. Приводимы вариант - это "приведение в ярость", при полной пассивности того, кто вызывает чувство ярости. Женщина носит брюки не для того, чтобы позлить фундаменталиста. Еврей носит лапсердак, талес с кистями цицит и широкополую шляпу, потому что такова традиция, а не для того, чтобы позлить антисемита.
*
У раздражительного, злобного человека - всегда найдется повод для ярости. А его объяснения, как правило, не более чем грубая рационализация.

*
Второй вопрос требует отдельного рассмотрения. Это границы в отношениях между людьми, в том числе и близкими. В основном - близкими.А также - профессиональные границы в психотерапии...
.

записки психиатра

Previous post Next post
Up