про деда

Nov 08, 2009 15:34

Во время Великой Отечественной Войны все мужчины моей семьи сражались и работали для скорейшей победы. Сегодня хочу рассказать об одном из своих родственников, который пропал без вести в первые месяцы войны.

Нигматуллин Адхам Халиуллович, 1923 г.р., рядовой, стрелок. Солдат Великой Отечественной.

Адхам был из простой татарской рабочей семьи. Жил в городе Чкалове в рабочем райончике недалеко от железнодорожной станции, ходил в школу, хулиганил вместе с другими пацанами, помогал родителям, заботился о младших сестрёнках. Нормальный советский подросток.

Как было принято у рабочей молодёжи в то время, школу он оставил после 7-го класса и тут же отправился в Сталинград, в железнодорожный техникум. 14 лет - самое время получать настоящую профессию! Учиться предстояло 4 года, зато уже в середине лета 1941 года можно было вернуться домой и начать работать на железнодорожной станции Чкалов. Здесь же, в техникуме, вступил в комсомол. Интересная работа, нормальная зарплата, уважение среди сверстников - чего ещё желать?

Страшная весть застала 18-летнего Адхама в самом конце его учёбы, в Сталинграде. Сразу же он отправился в военкомат, но там ему сказали, что призыв осуществляется по месту прописки. Адхам написал заявление с просьбой зачислить его в ряды РККА добровольцем в военкомат, к которому был прикреплён - Кировский РВК г.Чкалова - отправил его по почте, а сам стал выбираться в сторону дома.

До Чкалова он доехал в самом начале августа. Всего пару дней он провёл дома. Делился с семьёй своей мечтой - отправиться по распределению в Казань, в знаменитое танковое училище. Непобедимая железная машина - и в ней молодой красивый татарчонок Адхам, в танкистском шлеме и гимнастёрке. Ни одна фашистская гадина не скроется от праведного возмездия!

С самого раннего детства Адхам прихрамывал на одну ногу - пхе, тоже мне болячка! Никакого внимания, понятно, на это не обращал. Обратила внимание медицинская комиссия: куда Вам в танкисты, молодой человек? Да и в армию вообще? Да и специальность у Вас не "танковая". Адхам настоял на своём - в армию его взяли. В пехоту, в обычный стрелковый полк. Дело было 14 августа 1941 года и прямо из военкомата его отправили на сборный пункт...

Последнее письмо пришло от него 25 октября 1941 года: "Со мной всё хорошо" - писал семье 18-летний солдат Советской Армии Адхам Нигматуллин - "Нас отправляют оборонять Москву от фашистов". Это письмо он бросил в почтовый ящик на одной из бесчисленных станций по пути следования эшелона. Попал он в самое пекло - что творилось в боях за Москву даже представить страшно... С октября 1941 года рядовой Нигматуллин А.Х. числится пропавшим без вести.

От деда Адхама не осталось ни одного письма и даже, по-моему, фотокарточки. В конце войны злые языки пустили слух - семьи пропавших без вести солдат будут репрессировать: сокращать питание, увольнять с приличных мест и т.д. Одна из моих родственниц, женщина импульсивная и болезненно-впечатлительная, тайком уничтожила всё, что хоть как-то напоминало об Адхаме (позже этой женщине поставили неутешительный диагноз - шизофрения).

Всё, что мне удалось найти о моём двоюродном деде Адхаме, это строчка в Центральном архиве Министерства Обороны:


Долго не мог найти информацию о своём деде. При записи в военкомате неверно указали его имя и отчество - обычное дело, особенно среди нерусских призывников.

Строчка в ЦАМО, одна из сотен тысяч таких же строчек. Обычная судьба обычного человека. Таких - миллионы.

СССР, поиск, война

Previous post Next post
Up