Повторюсь, что в материале «
Царь-пушка в Кремле 23 августа 2008 г.» я упоминал статью
Алексея Артемьева «
Царь-пушка», в которой он кроме турецкой Дарданельской бомбарды привёл фотографии большой индийской бомбарды «Малик-и-Майдан».
Слово Майдан как раз в последнее время и особенно сейчас, когда льётся кровь в Киеве, на слуху. А знаменитый эффективный китайский опыт гашения цветных мятежей не востребован. Впрочем, он не круче обычного советско-русского. А китайцев-то организаторы цветных переворотов уважают. Впрочем, украинцы сами большие - сделают, как сделают, или как старший брат решит.
Говоря про Индию, не обойтись без упоминания закадычнейших друзей России мелкобритых падших ангелов. Кроме Турции, англичане занимались пушками и их увековечиванием в Индии. В Индии есть своя Царь-пушка
Jaivana («Я-Иван» или «Ай-Ваня») в крепости «Ай-гора» в «Райском стане» и царь-бомбарда «Малик-и-Майдан». Про бомбарду немного говорится в статье о крепости Биджапур (
Bijapur Fort). Много фотографий царь-бомбарды «Малик-и-Майдан» можно посмотреть
здесь.
Про другие индийские пушки я уже писал в заметке «
Большие артиллерийские орудия Индии: пушки «Далмадал» и «Раджагопала»». Но выставлено в музеях в Индии только то, что не вывезли к себе англичане, и что позволили оставить и показывать. Английская цензура имела место быть, естественно.
О районе крепости Биджапур можно прочитать на русском
здесь,
здесь и
здесь, на падше-ангельском в статьях Вики
Bijapur и
Bijapur district. Биджапур - это, возможно, «Бийапур» - «Бияпур», как радж - рай. Напомню, что Бия - это река на Алтае (от слова бить), которая сливаясь с Катунью (от слов катить-перекатывать), образует Обь («обе» реки). Собор падшие ангелы на своём чаромутном диалекте называют просто «дом», видимо от понятия «дом боха» или «бойя» (воина-освободителя).
Чем ещё, кроме орудия, знаменито место? Вот этим:
Слева
отсюда, справа снимок 1860 года
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева снимок «Галереи шёпота» отсюда:
Whispering_Gallery, справа
отсюда.
Это мавзолей Гол Гумбаз (
Gol Gumbaz) 1636 года постройки с куполом с внешним диаметром 44 метра, внутренний в статье о форте указан в 38 метров. Эти размеры сразу следуют за тремя римскими куполами:
Пантеона, собора имени святого Камня (
Собор Святого Петра) в Бати-Хане и
Санта-Мария-дель-Фьоре. По форме здание мало чем отличается от более поздних американских капитолиев римского типа и собора Иса-Кия в Каменном городе на Неве. Об этом уже писали энтузиасты, например,
в этой статье. Один проект на всех континентах. И вряд ли это были изначально соборы или мечети. Скорее, капитолии с библиотеками конгрессов-советов. Как перевести Гол Гумбаз со старорусского на нынешний?
Есть ещё интересное совпадение в названии тамошнего местного языка:
каннада (
Kannada_language). Ка́ннада - дравидийский язык юго-западной
Индии, преимущественно в штате
Карнатака. Родной язык представителей народа
каннара и официальный язык штата Карнатака («Страна каннада», бывший Майсур). Язык каннада в зарубежной литературе иногда называется также «канарским» (англ. Canarese или Kanarese). И хан, и Канада и Канары.
Северная Каннада и
Южная Каннада - округа в штате Карнатака.
Что известно о царь-бомбарде «Малик-и-Майдан»?
Малик в названии орудия - арабский монархический титул, переводимый как «король» или «царь». «Малик-и-Майдан» - повелитель или царь поля боя. Скорее, царь полей, нежели бог войны. Названа была так после битва при Таликоте, одного из самых крупных сражений XVI века, произошедшего 26 января 1565 года, когда пять исламских султанатов объединились против Виджьянагарской империи Рамарайи. Названия-то какие для русского уха.
Орудие отлито в Ахмаднагаре в Индии в 1548 или 1549 году атаманским (османским) военным специалистом по имени Muhammad Bin Husain Rumi (римский?). Масса орудия указывается в 55 или в 57 тонн, что тяжелее московской Царь-пушки на 17 тонн. Длина 4,45 метра, внешний диаметр 1,5 метра, диаметр ствола 700 мм. Якобы, большой вес орудия не дал падшим ангелам вывезти его в падшую Ангелию.
В действительности предков современных турок в атаманской империи ещё не было, скорее всего, в то время. Современного ислама в империи великих-могучих, то есть моголов, тоже. Индостан был колонизирован ярыми русскими. Значит, орудие вполне могло быть русским в тамошнем понимании. Как перевести с русского на русский «Малик-и-Майдан»? «Май» «дан» в переводе не нуждается. «Был месяц май». А вот что это означает? Малик - мал лик или малый лик. То есть, царь - это малый лик. А должен над ним или рядом быть ещё средний и большой.
Брахманы Индии - это русские. По этому поводу мне подумалось такое. Русские всегда приходят за своими деньгами, рано или поздно. Могут долго запрягать. Деньги индийских русских все вывезли в падшую Ангелию. Значит, в светлом будущем индийские русские придут за отнятыми деньгами туда. Сейчас в начале века это трудно представить, но так ли будет к концу этого века? Если или когда мир падших ангелов во всемирном масштабе зачахнет, только самый ленивый не возьмёт себе что-то из их так называемого наследства.
Пушки в Индии были и сейчас есть. Вот если бы в гипотетическом будущем индийские русские взаимообразно привязали бы потомков колонизаторов из правящих каст падших ангелов к пушкам спиной и стрельнули бы - это было бы как, по справедливости? Что не может быть такого никогда, как думают их кремлёвские прихлебатели? Может, и не может. Откуда у меня такая мысль? В начале нулевых у меня здесь была одна знакомая индуска, белая, из одной из верховых каст. Она жила в Англии, а затем перебралась в штаты. Она и рассказала мне, что, по их мнению, Индия сейчас бедная потому, что англичане вывезли в своё время всё золото и богатство из Индии и на нём поднялись сами. Она выказывала злость и ненависть по отношению к англичанам по этому поводу. В этом она походила на одну мою знакомую старую сталинистку - прямо сродство эмоций на внутреннем уровне. Эти придут через сто лет и через тысячу за своими деньгами.
Хорошо бы о таких вещах никогда не забывать устроителям цветных переворотов, в частности, в Украине. У украинских русских память ещё лучше, чем у индийских, хотелось бы надеяться. Это я не разжигаю классовую, межнациональную и расовую ненависть. Просто переживаю за общее благо и дело: а вдруг пушек в светлом будущем на всех бывших супостатов не хватит?
При ангелах: слева фото 1865 года
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева снимок, который использовал
Алексей Артемьев в статье «
Царь-пушка», взятый
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, в центре
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа и внизу снимки туристов
отсюда Справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Слева
отсюда, справа
отсюда.
Борис Ярославцев
19 февраля 2014 года
Des Moines, Seattle, Federal Way, Lynnwood, WA