Не ходите, дети, в Африку гулять (16+)

Jul 20, 2013 21:07


Когда однажды на ФАИ мои книги вполне всерьёз назвали «классикой жанра альтернативной истории», я, помню, очень удивился. Во-первых, много чести - я пока не заслужил. Три романа - всего лишь четвёртая часть «Божественного мира», и это только приквел к основному действию, самым бурным событиям эпопеи. А если считать лишь изданные на бумаге книги, первые две, то вообще - шестая часть. К тому же, пятнадцать лет - слишком малый срок, чтобы относить ту или иную книгу к классике жанра.

Во-вторых, нет смысла говорить о классике жанра, который в наше время изнасилован и обесчещен. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем АИ, как внятный, целостный, достойный и реалистичный жанр, в России возродится - и то, если возродиться! И столь же странно относить к классике книги, которые вполне сознательно стараются не замечать - везде, где только можно их не замечать и даже где нельзя, где просто неприлично, недостойно, низко. Я до сих пор не видел ни одного «официального» обзора альтернативно-исторических произведений, где бы мой цикл хотя бы вскользь упоминался! Итак, прежде, чем претендовать на место в «пантеоне», книги должны, наконец, вернуться в «мир», к своим преданным читателям, и обрести новых.

В-третьих, очень может быть, что главное… Когда заходит речь о классике, на ум приходит едкий афоризм Честертона: «Классик - тот, кого хвалят, не читая». Мне встречались люди, которые, надеясь польстить автору, с места в карьер бросались хвалить мои книги. Право, лучше бы они этого не делали. С их слов мне становилось ясно, что книг самих эти люди не читали, а если и читали, то какие-то другие, не мои. «Божественный мир» писался и пишется не для лавровых венцов, мест в рамочке или престижных премий. Это книги для людей, для «здесь и сейчас», для нас, для России, потому что именно у нас они по-настоящему актуальны, и чем дальше, тем больше.

Но самое удивительное заключается в том, что люди - очень, очень разные, совершенно разных возрастов, национальностей и убеждений, со мною совершенно незнакомые и даже никогда не слышавшие обо мне - отчего-то, я пока сам ещё до конца не разобрался, отчего, воспринимают «Божественный мир» именно как классику. «Стучит ли пепел Гомера в праведном сердце Круна?», как выразился один такой читатель.

Вспомнил об этом, когда вездесущий Яндекс вдруг вывел меня… на сайт УВД Гродненского облисполкома (Белоруссия). Вот уж где меньше всего можно было ожидать встречи с моими аморийцами! В первое мгновение подумал, что там действительно имеется в виду некий доселе неизвестный мне господин Гончинский, назвавший свою книгу точно так же, как и я свою: «Боги выбирают сильных».

Но стоило вглядеться в фотографию, как всякие сомнения отпали. Мальчик в правом нижнем углу совершенно точно держит в руках мою книгу - я узнаю её из тысячи.




Кто дал моих «Богов» ребёнку? Товарищ подполковник? Само собой, я целиком и полностью поддерживаю его «призыв о сборе художественной литературы для воспитанников районного социально-педагогического центра». От всей души аплодирую белорусской милиции: действительно, благое начинание. Так держать, товарищ Лукашенко! Бывает, грущу, что вы - не президент Советского Союза…

Приятно, когда твой труд используется в деле патриотического воспитания детей. А уж в одном ряду с легендарным «Спартаком» Джованьоли! Это одна из любимейших книг моего детства. В домашней библиотеке был Джованьоли какого-то очень раннего советского издания, зачитанный, что называется, «до дыр». Возможно, именно с него и началась моя любовь к Древнему Риму. В те времена мне казалось сказочным, невероятным, чтобы один восставший раб почти поставил на колени весь этот великий, вечный и могущественный Рим. И всякий раз, когда доблестные римляне наконец-то побеждали и казнили Спартака, для меня это был просто праздник какой-то! Но было и обидно: как, неужели это всё, конец истории? А жаль!

Возможно, именно тогда и родилась во мне потребность создать свою историю, альтернативную, которая и походила бы на историю Спартака, и отличалась бы от неё…

Метки: Альтернативная история, Боги выбирают сильных, Божественный мир, Загадки, Литература, Личное, Мои книги, Свобода и ответственность

В прекрасном почине белорусской милиции прекрасно всё. Есть лишь одна проблема, знакомая, наверное, каждому читателю «БМ». Герои-аморийцы очень далеки от христианского смирения и христианской добродетели - в их мире христианство не возникло вообще! Бывает, что под знойным африканским солнцем - а ведь мы знаем, что в мире Pax Amoria Империя занимает Северную Африку, треть материка, - творятся очень нехорошие дела. Подобно древним римлянам, мои аморийцы, случается, жестоки и развратны, бывает, алчны до запретных удовольствий. Автор же, оставаясь верным правде своей истории, старается показывать их достоверно, такими, какие они есть.

И это - на мой взгляд - детям категорически противопоказано. Дети должны быть чуть-чуть старше. Лет эдак на пять-семь, как минимум. Я не хотел бы, чтобы мальчик, который держит мою книгу «Боги выбирают сильных», её действительно читал. А тем более, прежде «Нарбоннского вепря». Если «Вепря» ещё как-то можно подвести под категорию 12+, то «Боги» - это все 16+, а в некоторых эпизодах - и все 18+.

В отличие от «Спартака», мои книги - не для детей. Это книги для взрослых. Вернее, для людей различных возрастов, кто ощущает себя взрослым и по-взрослому себя ведёт. Бывает ведь, что и умудрённый сединами дядька мыслит и ведёт себя как малое дитя - например, таких полным-полно в нашем «протестном» движении. А бывает, что ребёнок взрослеет в один миг. Взрослым его делают злые обстоятельства и внезапно свалившаяся на него ответственность. Моя Филис, главная героиня «Божественного мира», однажды признаётся: «Я стала взрослой в пять, когда вдруг поняла, что только мне под силу спасти от гибели отца, сестру и брата; что если я их не спасу сейчас, я никогда их больше не увижу».

Для писателя быть взрослым - значит дать свободу своим героям, своим книгам, словно своим детям. Отпустить их в свободное плавание. Если книги достаточны взрослые, они не пропадут. Я рад, что, несмотря на стыдное безмолвие в сетях, мои книги, рождённые 15 лет тому назад, всё-таки живут своей собственной жизнью. Внезапно возникают в самых неожиданных местах, напоминая автору: мы живы! не хороните нас, а лучше - допишите.

Я очень рад, что постоянно, сам подчас того не ожидая, нахожу читателей живых, ещё не развращённых и не утомлённых, способных видеть в книгах красоту и понимать её.

Эти читатели не занимаются маркетингом и не отслеживают «тренды». Не знают, что такое «формат» и чем он отличается от «неформата». Совсем не думают о «книжной отрасли», да и понятия не имеют, что там сейчас какой-то кризис. Страшно далеки они от этого.

Они просто читают.
Метки: Альтернативная история, Боги выбирают сильных, Божественный мир, Загадки, Литература, Личное, Мои книги, Свобода и ответственность

Mirrored from Борис Толчинский.

Боги выбирают сильных, Личное, Мои книги, Загадки, Литература, Божественный мир, Свобода и ответственность, Альтернативная история

Previous post Next post
Up