«Сегодня турки празднуют, ликуют на чужих костях», - так начиналась моя статья, посвящённая печальной дате, захвату турками-османами Константинополя в 1453 году. Она была опубликована
здесь в четверг 30 мая.
А вот сегодня турки ничего не празднуют - они бунтуют, как не бунтовали, на моей памяти, никогда (а помню я ещё переворот генерала Эврена в 1980 году).
Антиправительственные волнения начались буквально через день после выхода статьи. Это приятно грело бы душу вашему покорному слуге, если бы в наступающем «тюркском лете» была пусть толика моих усилий. Но нет, ты хоть тысячу статей напиши - ничего принципиально нового к пониманию турецкой ситуации они не добавят. Причины бунта объективны и носят сущностный характер.
И главная причина среди всех - вы не поверите - та самая безблагодатность.
У Византии благодать была - у Турции и не было, и нет; и не предвидится.
С самого начала своего в пятнадцатом веке и до самого конца в веке двадцатом, с возрождения Ататюрка и по сию пору - турки живут не на своей земле. На чужой. Однажды завоёванной их предками в сложившийся удачно для такого действа исторический момент. Немеркнущая слава той земли растёт из достижений предшествующих туркам цивилизаций и народов - эллинов, римлян и ромеев (византийцев). По отношению к ним турки - в полном смысле слова, «понаехавшие тут». Хуже того, чужаки, изгнавшие действительных хозяев. Варвары, цивилизацию похоронившие, гунны своего времени.
Это как если бы монголо-ордынцы Берке или Тохтамыша, пленив Москву и Киев, устроили бы там столицы своих царств, а вокруг столиц возвели собственную империю, на землях и на костях покорённых народов. И не было бы никакого «ига» вообще - был бы прямой захват, уничтожение русской христианской цивилизации и утверждение на её месте иной и отрицающей её, исламской.
До османов все цивилизации Балкан и Малой Азии были преемственны, неразрывно связаны в культуре, традиции, историческом времени. Между злосчастной Троей Приама и преданным Константинополем Драгаша почти три тысячи лет, но у них больше общего, чем у последнего - со Стамбулом Мехмеда Фатиха (Завоевателя).
Воцарившись на месте Византийской, новоявленная Османская империя почти сразу начала гнить и разрушаться. Сами турки выделяют у себя всего лишь «десять хороших султанов» - это из тридцати шести, правивших более шести столетий! Список «хороших» султанов заканчивается на Селиме Грозном и Сулеймане Великолепном, причём последний в наши дни известен более как персонаж бессмысленных и бесконечных телесериалов.
Реальная история Османской Порты, возомнившей себя «Блистательной», являет собой превосходный материал для писателей истории альтернативной. Как известно, в нашей реальности Империя османов пала в 1922-1924 годах, однако её история могла закончиться и раньше, много раньше; я насчитал по меньшей мере пять-семь возможных развилок, когда крушение Порты было не только вполне вероятным, но даже более вероятным, чем её спасение. «Больной человек Европы», как метко назвал Османскую империю наш государь Николай Павлович, влачил своё существование вопреки всему, вопреки логике истории. Но всё же испустил дух; урезав раздувшуюся на половину Средиземноморья покойницу до нынешней Турции, Мустафа Кемаль (Ататюрк - Отец турок) учредил вместо сгнившей заживо Османской империи турецкое национальное государство.
Метки:
Casus belli,
Актуальное,
Альтернативная история,
Византия,
Государство,
Идеология,
Новый мировой порядок,
Протестное движение,
Публицистика,
Революция,
Тексты,
Тюркское лето
Именно его, это национальное государство Ататюрка, так любят приводить нам в пример некоторые русские националисты. Мол, выдающийся успех, который русским повторить не грех… Избавиться от всех «колоний», оставшееся обнести Стеной, да и зажить в своё удовольствие!
И на те вдруг - бунты на ровном месте. Оказывается, не все потомки янычар мечтают жить в национальном государстве Ататюрка. Есть и такие, кто желает вернуть историю назад, в империю Мехмедов и Махмудов. До Эрдогана они тоже были, но опасности для государственного строя не представляли. Однако за десять лет премьерства Эрдогана имперцы-пантюркисты - иногда ошибочно называемые исламистами - набрали значительную силу. Что, в свою очередь, пугает светских националистов и всех сторонников модели Ататюрка.
Вспыхнувшее вдруг «тюркское лето» - на самом деле схватка пантюркистов и националистов за судьбу страны, за её будущее. После сотен лет жизни на чужой земле Турция возвращается к поискам самой себя, собственной идентичности: кто мы - Империя или Нация?
Это роднит Турцию с Россией: борьба за будущее России между имперской и национальной моделями её устройства у нас лишь начинается.
Но между нами и турками есть одно принципиальное различие. Какой бы путь ни выбрали наследники Фатиха или Ататюрка, они выберут модель устройства не своей земли. Они устроят собственное государство на чужой земле, неправедно добытой, отнятой у истинных хозяев. Шаткий, взрывоопасный фундамент! Пороховая бочка будущих конфликтов. Если чужая земля была захвачена однажды, её можно захватить вновь. И чем дальше в «управляемый хаос» XXI века сползает мир, тем больше найдётся желающих сделать это.
России же, в отличие от Турции, нужно отстроить государство на своей, родной земле. Нашими предками устроенной, снискавшей их усилиями славу. Неизмеримо более тяжёлая задача! У нас нет права потерять свою страну, как потеряли свою эллины, римляне и византийцы.
Метки:
Casus belli,
Актуальное,
Альтернативная история,
Византия,
Государство,
Идеология,
Новый мировой порядок,
Протестное движение,
Публицистика,
Революция,
Тексты,
Тюркское лето Mirrored from
Борис Толчинский.