Apocalypse 2012: Выборы из двух зол

Nov 05, 2012 18:20



Первые американские выборы, которые я отчётливо помню, состоялись более тридцати лет тому назад, в 1980 году - на них президента Джимми Картера, иранского неудачника, с триумфом победил Рональд Рейган, вчерашний губернатор и актёр, символ и лидер «новой консервативной волны». Тот Рейган был для нас врагом из врагов, вполне искренне, откровенно называвшим нашу страну, Великую Красную Империю, «империей зла». В отличие от республиканского кандидата Рейгана, демократический президент Картер казался партнёром, более предпочтительным для СССР.

Но Картер с треском проиграл; после «разрядки», этой призрачной оттепели 70-х, наступила вполне реальная рейгановская зима, настолько стылая и полная тревог, что нам в начале 80-х она всерьёз представлялась кануном «ядерной зимы». И не только нам, но и той стороне, самим американцам: это ведь они в 1983 году сняли художественный фильм «На следующий день», который и сегодня, три десятилетия спустя, смотрится как почти документальный постапокалипсис.

С тех пор в Соединённых Штатах было много выборов, гораздо больше, чем у нас. Эти красивые спектакли внушали неподдельный интерес, а кое-кому - и зависть. Иным из моих соотечественников стало казаться, что выборы, сиречь «демократические процедуры», это и есть решение всех наших проблем, столбовой путь к Сияющему Граду-на-Холме, какой представлялась Рейгану его Америка. Мы отказались от самих себя и попытались стать Америкой, скопировать её, уподобиться ей; теперь и у нас президентов выбирают - почти как «у них».

А у них - почти как у нас, разве что без волшебника Чурова; у них магия в системе выборов заложена, в самой атмосфере великого электорального шоу разлита. Для мира президентские выборы-2012 в США неизмеримо важнее выборов-1980, но ощущение от них противоположное. «Всё это не взаправду, всё это не всерьёз», - приходится постоянно напоминать себе, заглядывая по ту сторону океана. В те времена была борьба идеологий, политических концепций, исторических альтернатив - сегодня только схватка симулякров! Кажется совершенно удивительным, невероятным, что ни одна из противоборствующих сил не выставила на эту решающую схватку - можно сказать, за власть над целым миром! - по-настоящему весомого кандидата. Если совсем не знать Америку, то, глядя на эти выборы, можно подумать, что 300-миллионная нация совсем оскудела политическими талантами.


И это лишнее свидетельство тому, что истинная «власть над миром» не сосредоточена в Овальном кабинете; что не решают эти выборы 6 ноября, кто будет миром управлять; что оба кандидата - не политические деятели, а «проекты», в своём роде, участники тендера на управление подконтрольными Соединённым Штатам планетарными активами.

При этом ни Обама, ни Ромни не являются фигурами, соразмерными своей стране и историческим задачам, стоящим перед нею. Космические пузыри миллиардных трат лишь маскируют поразительную идейную бедность этих партийных фриков. У претендентов нет ответов на роковые вызовы нашей эпохи. За ними нет альтернатив - есть только кланы одной и той же «мировой финансовой элиты», вдрызг проигравшейся, но ничего не понявшей за все минувшие десятилетия и ничему не научившейся; безмерно алчной, безответственной, готовой на любые преступления ради удержания и упрочения своего господства над миром.

И не всё ли равно для нас, соседей по планете, кто ввергнет мир в хаос - Обама или Ромни? Оба достаточно слабы, чтобы с отвагой бесшабашного подростка поддаться наркотику власти. У обоих нет внутреннего стержня - какой, между прочим, был у Рейгана - чтобы противостоять мировому тренду хаотизации. Тридцать лет тому назад Америка стояла ближе к ядерной войне, но обладала страстной волей к жизни и к победе. Сегодня, может показаться, она дальше от войны, но почиет на лаврах, она утомлена своим величием, она не хочет и боится решать свои проблемы, а хочет убежать от них, обременяя ими целый мир. И ждёт, что мир всё стерпит, да ещё спасибо скажет.

В Советском Союзе было принято «болеть» за тех или иных американских кандидатов. Как правило, за демократов, вопреки собственному же опыту, который говорил, что лучше удавалось сосуществовать с республиканцами. Например, считалось, что Картер, а затем Мондейл гораздо предпочтительнее Рейгана; Дукакис, а затем и Клинтон - Буша-старшего. С Клинтоном, в 90-е, пришло отрезвление. «Внезапно открылось», что улыбчивый враг, всегда готовый прикинуться закадычным другом, стократ опаснее открытого и внятного противника. Поэтому уже с Бушем-младшим была понятнее и лучше, а с приходом Обамы возвратились иллюзии. Американский «президент надежд» для многих из нас стал очередным президентом иллюзий. Увы, политика «перезагрузки» закономерно оказалась продолжение холодной войны иными средствами, и только. С Обамой-2 будет легче и хуже, с Ромни - труднее и лучше; мы не участвуем в их выборе, но для нас это выбор из двух зол, между врагом крадущимся - и откровенным.

Верхом наивности было бы искать друзей или союзников России в этой схватке из двух зол. Помимо армии и флота, а также непременной веры в собственные силы, в своё предназначение, у России друзей и союзников нет. Кто бы ни победил в Америке 6 ноября, ему необходимо предъявлять спокойную, уверенную силу; страницы же своей трепетной, постыдной слабости закрывать решительно и навсегда.

Mirrored from Борис Толчинский.

Идеология, Президентская власть, Новый мировой порядок, Сила и слабость, Политика, Рональд Рейган, Публицистика, Андропов, История, Пульс, Актуальное, Тексты

Previous post Next post
Up