Originally published at
Борис Толчинский. Фантастика, публицистика, политическая аналитика. You can comment here or
there.
Продолжаю выкладывать актуальную политическую публицистику 90-х. И вновь - горячая осень 1993-го, на сей раз - конец октября, начало короткого, между разгоном Советов и избранием нового Федерального Собрания РФ, периода фактического единовластия президента Ельцина. Очередная ельцинская победа, которой он не смог воспользоваться в должной мере; вновь избранный парламент станет для первого президента России почти столь же оппозиционным, сколь и недоброй памяти Съезд и Верховный Совет.
Статья, которую я предлагаю вашему вниманию, была написана ровно 17 лет тому назад, когда до первых в истории нашей страны настоящих парламентских выборов оставалось чуть более полутора месяцев. И хотя я написал вещи совершенно еретические для тогдашней демократической прессы, эту статью полностью, без каких бы то ни было купюр, опубликовала газета «Век», одно из ведущих демократических изданий того времени. И это в самый разгар единоличной диктатуры президента! Ничего себе «диктатура», не правда ли?
Прочтите эту статью. Собственно, все годы, минувшие с той горячей осени, только подтверждают справедливость высказанных в ней оценок и прогнозов. В числе прочего, я предсказал победу Жириновского ещё тогда, когда его никто среди политбомонда не воспринимал всерьёз. Все девяностые само выражение «партия порядка» была жупелом для демократов, пугалом для обывателя - но в России Партия Порядка побеждает всегда, и тем вернее побеждает, чем больше в ней, в России, беспорядка. Именно в этом решающая отгадка и побед, и провалов Ельцина, и триумфов Путина, и вызовов, стоящих перед Медведевым, - и, безусловно, ключ к политическому будущему России.
НА ДЕКАБРЬСКИХ ВЫБОРАХ ПОБЕДУ ОДЕРЖИТ ПАРТИЯ ПОРЯДКА
Прогнозы в российской политике - дело безнадежное. Живая политическая жизнь переходного периода всегда оказывается богаче прогнозов; уместить ее в прокрустово ложе даже самых правильных ученых схем невозможно. Вот и первые демократические парламентские выборы не за горами, а предсказать с уверенностью их результаты кто-либо вряд ли возьмется. Но уже сейчас одно можно утверждать твердо: на декабрьских выборах в Федеральное Собрание победу одержит Партия Порядка.
“Как можно, - возмутятся многие убежденные демократы, - после всего того, что мы пережили за последние годы, предрекать победу партии порядка?!”. Можно - и именно потому, что мы обладаем красноречивым опытом последних лет.
С перестроечных времен отрицательный стереотип “партии порядка”, этой воинствующей, антиреформаторской, антидемократической силы прочно вдалбливается в наши головы. Между тем возникает естественный вопрос: что плохого в политической стабильности, порядке?! Ан нет, воспаленное миражами формальной демократии сознание рисует мрачные картины “сталинского”, “гулаговского”, “кладбищенского” и т.п. порядка. За самим словом “порядок” кое-кому мерещится “звериный оскал диктатуры” и прочие аксессуары жестко-авторитарного режима. Играя на этих настроениях, Р.Хасбулатов еще накануне апрельского референдума стращал россиян ночными стуками в дверь кованых сапог. Россияне не испугались - и проголосовали за цивилизованный, демократический порядок, политическим воплощением которого служит сильная президентская власть.
Природный здравый смысл людей, не обремененных борьбой за высокие кресла, всегда правильно подскажет, откуда исходит угроза диктатуры, а откуда ждать явления на нашу землю столь долгожданной стабильности - того главного, что недостает нам для успеха реформ. За короткий по меркам Истории срок мы познали и тоталитарный “порядок”, и малодушно-неумелое лавирование в никуда, и годы межвластных разборок, и отчаянно-кровавые попытки национал-коммунистов поставить страну под макашовский сапог. Огромному большинству россиян, убежден, хочется мира и спокойствия, хочется вновь обрести уверенность в том, что завтрашний день принесет не хаос безвластия, а возможность собственным трудом зарабатывать честные деньги, не оглядываясь постоянно на политический Олимп. А значит, все это огромное большинство - и есть потенциальный электорат партии цивилизованного, демократического, созидательного порядка.
Данные социологов подтверждают этот вывод. Еще весной, согласно опросу общественного мнения, проведенному по заказу “Московских новостей”, считали, что нашему обществу нужнее всего порядок, 83% россиян. Демократию выбрали всего 8%. И это естественно: можно ли одобрить нецивилизованную, агрессивную, пожиравшую слабые ростки гражданского общества псевдодемократию, бездарно скопированную в своих далеко не лучших формах с Запада, служившую Советам прекрасным инструментом их бумажного всевластия?! Истинная российская демократия как раз и оказалась, увы, надолго скомпрометированной этой фальшивой, чуждой менталитету нашего народа “демократией для меньшинства”.
Вопрос о том, кто достоин демократии - вовсе не праздный. Слишком дорого дается она нашему обществу, чтобы благодушно растрачивать ее на тех, кто ее люто ненавидит, кто расправится с демократическими свободами при первой же возможности; их намерения были ясны задолго до мятежа хотя бы на примере возни вокруг независимой прессы. Еще Ханна Арендт, одна из основоположников теории тоталитаризма, отмечала, что тоталитарные движения широко пользовались и даже злоупотребляли демократическими свободами, которые глубоко презирали. Имеют ли такие “могильщики демократии” моральное право пользоваться ею - в ущерб самому обществу?! Не больше прав на демократическое отношение к себе и у тех, кто бездарно промотал демократию и кредит народного доверия в ученых спорах о монетаризме и кейнсианстве, правах личности и гражданском обществе и т.п. - и все это на фоне непрерывно растущего презрения к ценности человеческой жизни. Общество сыто по горло “демократическим идеализмом”, пора переходить к политическому реализму, и не беда, если он, реализм, явится нам в одеждах, которые покажутся кое-кому, не осознающему стоящих перед обществом альтернатив, слишком авторитарными.
Конечно, сторонники Советов, демократы-идеалисты, уличные правдоискатели и все те, кого в демократии привлекает не свободомыслие , а микрофонно-митинговый азарт, будут словом и делом сопротивляться партии порядка. Средства, которыми они способны оперировать, хорошо известны - это средства, традиционные для всяких деструктивных сил. А поэтому мы должны быть готовы к свертыванию той псевдодемократии, которая дестабилизирует общество и, напротив, питает надежды адептов вчерашнего дня. По большому счету это как раз и будет означать торжество демократии, так как установление твердого порядка - это защита прав тех 99,9%, которые страдают от произвола агрессивно-послушного меньшинства. Это будет означать защиту права на жизнь, которой ныне угрожает преступность, права на здоровье, которое подрывается ограниченным питанием и постоянным страхом перед завтрашним днем, права на свободу мысли, которой угрожает возрождающаяся тоталитарная идеология.
Пора наконец вдохновителям российских реформ признать трагичный в своей очевидности факт: эксперимент по “большому скачку” из тоталитаризма в демократию проваливается на наших глазах. Пропасть, отделяющую страну принудительного равенства от общества равных возможностей, не преодолеть и самым “решительным” прыжком. Однажды прыгнув, мы потому так долго, так глубоко и падаем, что не уяснили окончательно, за что зацепиться, чтобы подняться на тот край пропасти. Спасительное средство выписала сама жизнь, и средство это всякий раз становилось инъекцией силы в наше больное общество. Путчи, мятежи, дворцовые заговоры терпели поражение потому, что инициаторы их покушались на общественный порядок. Президент выигрывал также потому, что, подавляя беспорядки, восстанавливал стабильность. И сейчас, когда обвинения нынешним властям в развале всего и вся достигли апогея, власти могут, должны и призваны - основанием на то служит неоднократно заявленная воля народа - ответить на обвинения в развале наведением твердого порядка.
Итак, демократическая власть должна возглавить Партию Порядка - и тогда демократия победит. Если этого не сделает она, желающих захватить государственный руль “во имя восстановления порядка” не придется долго ждать. И можно быть уверенными: третий раз они не ошибутся. “Слабая демократия”, спору нет, сильнее “коммунистической диктатуры”, но вот надолго ли хватит этой силы, если демократия будет, как и прежде, высокомерно и брезгливо отворачиваться от Партии Порядка?! И захочет ли Партия Порядка служить такой демократии?!