Originally published at
Борис Толчинский. Фантастика, публицистика, политическая аналитика. You can comment here or
there.
В субботу 18 сентября в Саратовском аэропорту произошло ЧП:
около 6 часов утра самолет «ЯК-42» рейса «Саратов-Сочи», на борту которого находился 71 человек, совершил аварийную посадку. Информация об этом в СМИ появилась только сегодня. Судя по всему, экипаж самолёта сработал профессионально, никто не пострадал.
А мог бы.
По моему глубокому убеждению, наш нынешний аэропорт - настоящий, не побоюсь этого слова, позор для такого города, как Саратов. Я знаю, о чём говорю: во-первых, сам живу в 10 минутах езды от аэропорта, во-вторых, пользуюсь гражданской авиацией всегда, когда это оказывается возможным, однозначно предпочитая самолёты железнодорожному и автотранспорту.
Москвичи, едва заходит речь о том, что я живу в таком соседстве, обычно начинают мне сочувствовать. Они невольно путают наш аэропорт с его старшими братьями в столице и не могут понять: как можно жить рядом с ревущей полосой и не испытывать при этом явных неудобств.
- Неудобств не испытываю, - честно отвечаю им я и объясняю, почему: - авиарейсов у нас так мало, что за день по ним успеваешь соскучишься!
Не верите - смотрите сами,
вот действующее расписание.
Как видите, наши гордые «Яки» совершают регулярные рейсы в Москву (3-4 раза в день), Сургут (по графику) и Сочи (тот самый, по субботам), а также «за границу» - во Франкфурт, Ереван, Худжанд (раз в месяц).
И это всё! То есть, фактически - Москва, одна Москва, с ценой вопроса от 3000 до 6000 за место. Когда мне срочно понадобилось в КавМинВоды, выяснилось, что из Саратова туда вообще нет рейсов, пришлось трястись сутки в поезде. А ведь это популярнейшее направление! И разве оно одно? Нет даже рейса в Петербург. Хотя в советские времена я не раз летал в город на Неве именно из Саратова. 20-30 лет назад это не было проблемой. Да, и в советские времена наш маленький аэропорт отнюдь не процветал, но рейсов было на порядки больше, и расписание полётов не производило такого унылого впечатления, как сейчас…
Причины столь позорного упадка известны. Во-первых, это маленький и устаревший парк самолётов. Прославленный в прошлом САЗ, Саратовский авиазавод, где собирались наши «Яки-42», сам дышит на ладан. Как-то прошла информация, будто «Саратовские авиалинии» купили (или взяли в лизинг) несколько новейших «Ан-148». Но я лично их у нас не видел.
Вторая причина упадка - параметры и состояние самой взлетно-посадочной полосы. Она не может принимать большие самолёты, всякие там боинги и эйрбасы. Даже отечественные «тушки» никогда здесь не садятся. Если нужно принять высокого начальника на приличном самолёте - он садится не здесь, не в Саратовском аэропорту, а на Энгельсской авиабазе. Все остальные граждане, повторяю, довольствуются тем, что есть: старым аэропортом в черте города и допотопными советскими «Яками» - слава Богу, они ещё летают.
Понятно, что такое положение, кроме того, что оно для Саратова - ещё раз повторю - просто позорное, не может продолжаться вечно. Какими бы надёжными ни были «Яки», рано или поздно и они исчерпают свой лётный ресурс. Что же тогда останется? Пересаживаться на телеги - и это в веке торжествующего глобализма?!
Ни поезда, ни автобусы, ни теплоходы не могут полноценно заменить авиатранспорт. Он нужен нам как воздух. Более чем выгодное географическое положение Саратова словно само подсказывает удобные маршруты. Мы можем стать важнейшим транзитным авиаузлом в самом центре России, даже более значимым, чем Самара со своим знаменитым Курумочем.
Но для этого Саратову нужен новый аэропорт. Старый модернизации не поддаётся. Всё, в конечном счёте, упирается в новый аэропорт. Будет новый аэропорт - будут и новые борта, и новые рейсы, и новые направления, и новые потоки пассажиров - а, следовательно, и новые доходы для региона.
Разговоры о строительстве нового аэропорта ведутся, опять же, с далёких советских времён. Вроде бы и с местом уже определились -
посёлок Сабуровка - однако «воз и ныне там», то ли денег, как обычно, не хватает, то ли политической воли. Губернатор Павел Ипатов обсуждал этот вопрос с президентом Дмитрием Медведевым во время недавнего визита президента в Саратов; саратовцам остаётся надеяться, что федеральный центр поможет, и у Саратова всё-таки появятся новые воздушные ворота.
Действительно, если что и вернёт Саратову гордое звание «столицы Поволжья», - не по форме, а по сути, - так это именно новый, современный, достойный нашего города аэропорт.
Сколько бы ни строилось у нас дорог и каким бы эффективным ни становилось управление - город, а с ним и область, не поднимутся без нового аэропорта. Его строительство должно стать приоритетнейшим проектом региона. И если Ипатов с Грищенко всё-таки его «построят», он станет лучшим памятником ныне действующей власти.