Originally published at
Борис Толчинский. Фантастика, публицистика, политическая аналитика. You can comment here or
there.
Полагаю, у любого автора есть тексты проходные, а есть - любимые, этапные, знаковые, дорогие его сердцу и уму; тексты, которыми он может и должен гордиться. И вот один из таких любимых текстов я сегодня предлагаю вашему вниманию. Если когда-нибудь мне случится выпускать сборник «Избранного», обязательно включу его туда.
Это полный авторский вариант эссе, опубликованного в газете «Саратовское земское обозрение» 29 апреля 1999 г.
“ТАНГЕЙЗЕР” ПРОТИВ “ГОДЗИЛЛЫ”
Знаковая премьера в Саратове. - Любовь сильнее смерти. - Мифологический колосс Вагнера сплотил нацию. - Опера-эпопея для всех. - Россия в Кольце Нибелунга. - Альберих-Дьявол и Зигфрид-Христос. - Годзилла, предок Нибелунга, идол Варварии. - Третьему Риму нужен свой Вагнер!
Два удивительных события происходят на наших глазах в Саратове, знаковых, как теперь говорят, события, отнюдь не местного, регионального, но общероссийского звучания. В Опере - премьера давнего вагнеровского “Тангейзера”, в Кино - пришествие “Годзиллы”, нового мозгодробильного ужастика Роланда Эммериха, культового “потрясателя Земли”.
Почему Вагнер? Почему именно “Тангейзер”? Почему именно у нас, здесь и теперь, на излёте ХХ века, этого смятенного столетия, эпохи, которую сам Рихард Вагнер не застал? Почему в Саратове, не в Москве и не в Питере? Почему, зачем “Тангейзер” звучит снова, после 80 лет нарочного, преднамеренного забвения? Кому это нужно? И может ли вагнеровская музыка заглушить горькие стоны утомлённого Народа униженной Державы, способна ли она проникнуть в души людей, озабоченных выживанием, в силах ли пробиться к сознанию окольцованных золотыми цепями нуворишей, сквозь их циничную броню зелёных ассигнаций?
Я думаю, у тех саратовцев, кто открыл в себе желание и побывал на премьере “Тангейзера”, свои ответы есть - универсальных быть не может. Однако многие, и это вполне естественно, пришли на Вагнера, не задаваясь ими, пришли послушать классику, увидеть свет и показать себя, наконец, по любопытству, тяге к новому, а также потому, что это модно нынче.
Но возможно ли понять творчество Вагнера, внимая только звукам, в отрыве от личности творца, в отрыве от времени и пространства, когда творил он, вне контекста мира, где жил творец и продолжаем мы существовать, вне культур и философий, которые сам Вагнер отчаянно, до исступления, презрев догматы музыки и разрешённой веры, пытался вдохнуть во все свои творения, - возможно ли нам его понять?
Read the rest of this entry »