Было дело, я писал о жуткой коллекции голов в петербургской Кунсткамере в материале "И летает голова - то вверх, то вниз"
https://boristayskey.livejournal.com/59345.htmlА ведь где-то в недрах музея хранится еще одна голова- персонажа почти мистического, кровожадного и, тем не менее, познавшего буддистскую мудрость.
Речь идет о Джа-ламе ( Лувсан Дамби-жанцан), лидере освободительной борьбы монгольского народа против императорского Китая, которого называли «знаменитым авантюристом Западной Монголии».
http://paranormal-news.ru/news/golova_dzha_lamy/2013-06-21-7128 Впервые о нем в конце XIX века писали русские путешественники - исследователи Центральной Азии. « Объявился некий Дамбижанцан, знаменитый лама лет 30 - 40, который говорил монголам, что он внук Амурсаны, что он освободит монголов из-под власти Китая.»
Вот как отзывался о нем русский художник Ю. Н. Рерих: « 35 лет держал Джа-лама под «гипнозом» всю Монголию».
Легенда о подвигах Джа-ламы гласит: он вел в бой ополченцев с упорствующими китайцами и остался жив после знаменитого штурма города Кобдо в августе 1912 года.
Согласно легенде, склонившись в седле после сражения, он высыпал из-за пазухи пригоршни деформированных пуль. А на его халате насчитали 28 дыр.
Крутой нрав Джа-ламы характеризует такой вот эпизод:
«Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал перед первым из связанных китаял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. С шипящим ударом разом смолкших тарелок раздался пронзительный крик жертвы.
Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой трепещущее сердце! Хлынувшей кровью монголы написали на полотнище «формулы заклинаний». Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу - чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа...
И снова резкое шипение тарелок сопровождало крик новой жертвы, пока наконец все пять знамен не были расписаны кровью сердец».
Став главой монгольского государства, Джа-лама потребовал от стоявших в Кобдо русских казаков оплаты пошлины за провоз фуража. Это царскому правительству понравиться, конечно, не могло и в 1914 году его арестовали согласно секретному предписанию № 336 и сослали в Астрахань.
Оттуда он совершил побег, и на юге Монголии, в Черной Гоби создал «зону страха».Там Джа-лама завел свои порядки- грабил караваны, убивал и насиловал.
Царское правительство не успело разобраться с Джа-ламой, зато это сделали монгольские коммунисты.
Есть версия, что Джа-ламу застрелил начальник Государственной внутренней охраны как «самого опасного врага Монгольского социалистического государства». Как бы там ни было, но голова Джа-ламы была отделена от туловища, ее коптили и натирали солью -старинный способ предохранить от тления. А затем, насадив на пику, возили по миру: «Вот он, Джа-лама! Его победило народное правительство!»
А в Кунсткамере голова Джа-ламы оказалась благодаря студент Владимиру Казакевичу , приехавшему в 1922 году в Монголию на практику. Возвращаясь осенью 1925 года в Ленинград, ему удалось провезти ящик с головой Джа-ламы без таможенного досмотра.
В экспозиции музея этот артефакт записали скупо и просто: : «Голова монгола».