Итак, родоначальник нашего рода Лукьян Матвеев(ич) Криушин (?) предположительно в 1723 году произвел на свет чадо, которое нарек Андрей ( Лукьянов сын-дата смерти неизвестна).
Андрей взял в жены Ксения Степанову (1723-80) из той же деревни Иевцево. Они подарили деду Лукьяну трёх внуков- Илья Андреев (1739-?)- Евдокия Андреева (1748-?)- Лукьян Андреев (1749-76).
Вот как раз Илья ( жена не обозначена) и родил сыновей, которые в генеалогическом древе обозначены по фамилии Криушины- Абрам Ильин Криушин (17588-?) и Михаил Ильин Криушин (1770-1849).
https://boristayskey.livejournal.com/547340.html Но эту ветку я оставил в покое до поры-до времени, ведь меня интересует происхождение фамилии Латышевы.
Второй ребенок Андрея- Евдокия Андреева. судя по древу - бездетная или рано умре. А вот третий его ребенок- Лукьян Андреев (1749-1776) взял в жены некую Анисью Ильину (Латышева) (1745-?) из деревни Боловино. Как же стала известна её фамилия? Даю слово составителю моего древа:
«Посмотрев ряд архивных документов прихода села Рождествено, я выяснила, что Анисья происходит из семьи крестьянина Ильи Артемьева. Ее родители- Илья Артемьев Латышев(1687-1764). Боловино)и жена Анна Иванова Латышева (1713-? д. Кузяево)
Тоя ж вотчины в деревне Боловине
1763 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1782 . . 1763 . . . . . . 1782
Илья Артемьев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 . . умре в 764-м году
У него брат родной
Михайло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 . . умре в 765-м году
У Ильи жена Анна Иванова дочь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50 . . . --- . . . 69
взятая Петровского уезду бывой
Борисоглебского монастыря что на Устье
вотчины из деревни Кузяева с поездом
у него дети написанные в последнюю
пред сим ревизию
<. . . . . . . . . . >
дочери девки:
Анисия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 . . выбыла
выдана в замужество Петровского уезду
бывой Борисоглебского монастыря
вотчины в Переславцевской волости
в деревню Евцово за крестьянина
<. . . . . . . . . . > (как раз за нашего Илью!)
У Михаила Артемьева жена Евдокея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 . умре в 768 году
Григорьева дочь старинная того же
повытья взятая из деревни Карачун
у них дети написанные в последнюю
пред сим ревизию
Филат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 . . вышел в ростовское купечество в 779 году
Матвей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 . . вышел в ростовское купечество в 781 году
Иван . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 . . вышел в Ростовское купечество в 779 году
Фамилия семьи здесь не указана, но в Ярархиве в документе «Списки лиц, записанных в купечество и мещанство с момента образования Ярославского наместничества (1778 год)» есть такая запись:
«По г. Ростову- Л.197. 3-й гильдии. . . бывой Дому Ростовского Архиерея вотчины деревни Боловина Филат Михайлов Латышев; Л. 197 об. Иван Михайлов Латышев ; Л. 204 об. Д. Боловина Матвей Михайлов сын Латышев»
(так выглядели купцы Филат, Иван и Матвей по версии ИИ))
Так и выяснилась фамилия Анисьи Ильиной или, скорее, её сына. Случаи передачи фамилии по женской линии встречаются неоднократно. Причины бывали разные, но часто связаны, как в данном случае, с ранней смертью отца ребенка. Лукьян Андреев умер примерно в тот же год, когда родился его сын Дмитрий Лукьянов. Вдова Лукьяна Анисия Ильина после рождения сына и смерти мужа формально оставалась причисленной к семье своего свекра Андрея Лукьянова. Где она находилась с сыном фактически, документальных свидетельств нам не найти, но вполне реально, что в таком случае она сохранила тесные связи с отцовской семьей и её двоюродными братьями - ростовскими купцами, а сын её так и числился под фамилией своего деда по матери.
Получается, что фамилию Латышевы "занесла" в Иевцево Анисья Лукина. А её муж Лукьян, получается, был Криушин (что подтверждается ревизскими сказками 1850 г).
Бесфамильными выглядят почти все крестьяне, потому что в церковных документах писать фамилию было не принято, да и в ревизских сказках в деревнях она очень редко появлялась. Отсюда и появилось ложное представление, что у крестьян не было фамилий.