Вслед за тайским массажем и театром «Кхон» в списке нематериального культурного наследия Таиланда по решению ЮНЕСКО включен традиционный танец южного региона страны- «нора». «Бангкок Пост» нам сообщает, что официальное включение танца «нора» в престижный международный список случилось именно сегодня.
Форма драматического искусства, сочетающая танец, пение и декламацию историй, уходит своими корнями в Индию и веками практиковалась в южных провинциях Таиланда, где проживает мусульманское большинство.
Танец обычно представляет собой драматический пересказ истории о местном принце, пытающемся спасти Манору - принцессу-получеловека-полуптицу, чье сокращенное имя дало название искусству. Включение норы в список «нематериального культурного наследия» Таиланда - шаг, который потенциально может принести более глобальное признание танцу, который обычно можно увидеть только в локальных деревенских гуляниях на юге королевства.
В районе Сунгай Пади провинции Наратхиват, недалеко от границы с Малайзией, юные танцоры облачаются в свои костюмы с нитями бисера, нанизанными вместе в калейдоскопическом отображении цветов и узоров. Задняя часть их платьев взбивается вверх, имитируя птичий хвост. Танцоры грациозно двигаются по кругу, их расшитые бисером части платьев покачиваются, когда они принимают птичьи позы в этой танцевальной драме.
Пока небольшой оркестр играл на барабанах и пинае - инструменте, похожем на гобой, - пятеро танцоров кружились вокруг, их выразительные движения пальцев подчеркивались длинными серебряными кончиками ногтей.
«Нора важна для южан по двум причинам: во-первых, это развлечение… танец передает сообщения, которые учат людей делать добро ради хорошей кармы», - сказал Вичиен Раттанабуно, президент танцевальной группы провинции. «А во-вторых, речь идет о церемонии и верованиях. Манора будет исполняться во время церемоний, чтобы выразить уважение к нашим учителям и родителям. Это наша благодарность».
«После того, как появился Covid, спектаклей не было… из-за этого у нас не было концертов», - сказала 18-летняя Нитичая Суксан. Давний исполнитель нора Саман Досорми, который также является аспирантом исполнительского искусства в соседней провинции Яла, сказал, что танец демонстрирует «общую культуру» южных провинций тайцев-буддистов и этнических малайских мусульман. «Неважно, буддист вы, мусульманин или христианин - любой может исполнить этот танец. Я очень рад внесению норы в список ЮНЕСКО - я хотел бы, чтобы все тайское культурное искусство было признано миром».