Да, сегодня ровно 40 лет, как 7 марта 1981 года появился этот «проект КГБ»- знаменитый Ленинградский рок-клуб- колыбель русского рока. И пусть рок-клуб родился не без участия мрачных мужчин из Большого Дома, значение его для развития отечественной рок-музыки трудно переоценить. У меня тоже есть что вспомнить по этому поводу.
Сразу скажу, наша группа «Кунсткамера МХ» в рок-клубе не состояла, мы заиграли свою музыку уже на закате этого «проекта». Но «прихожанином» «Дома народного творчества» на Рубинштейна, 13, где базировался рок-клуб, я был регулярно.
Каждый раз, просматривая подобные фотографии, когда «пипл» стекался ко входу, в ожидании очередного сейшна, невольно в толпе выискиваешь себя, ибо все так и было. И хорошо, если в руках был заветный билетик, в глазах других «аскавших» ты был нереальным счастливчиком, когда протягивал билет на входе старушенции-контролерше.
В противном случае, попасть на концерт можно было только по жестяной трубе, по которой нужно было вскарабкаться аккурат до окошечка, выходящего в туалет, а там тебя уже затаскивали в помещение знакомые-незнакомые тусовщики, которые вышли перекурить, а то и «дунуть» перед концертом.
Там же дымили и сами участники концерта, которые в те времена не корчили из себя «звезд»(ну разве что, Майк немного)). Самое яркое воспоминание, когда в курилке, бок о бок со мной, стоял легендарный Жора Ордановский, смоливший беломорину и безучастно ушедший в себя среди людского гомона.
А его концерт с группой «Россияне» 20 мая 1982 года в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове -еще одно ярчайшее воспоминание тех веселых времен. Это был поистине великий концерт, вошедший в историю и отмеченный всеми «вражескими голосами»-от «Голоса Америки» до Би-би-си. «Винтилово» тогда было дичайшее и невиданное доселе в городе трех революций.
Началось всё с того, что концерт «Россиян» был прерван в самом разгаре, когда на сцену вышли менты с мегафоном и потребовали собравшийся пипл вести себя покультурней, иначе все закончится. А собравшийся пипл в лице «хиппи», «пацифистов», «панков» и прочего андерграунда это только раззадорило, и в сторону ошалевших ментов полетели различные словестные идиоматические выражения и предметы поувесистей.
Тут оно и началось. Вспотевшие менты с фуражками набекрень выхватывали людей прямо из зала и тащили в милицейские козелки , которые все прибывали и прибывали к зданию ДК. Потом «винтили» уже всех подряд на выходе и в парке по пути следования. Все ближайшие отделения милиции были переполнены «системным людом». Мы тоже «перенайтовали» в одном из отделений Петроградского района, было весело и под утром нас пинком под зад вышвырнули из околотка.
А перед самым уходом в армию, в 1983 году, был самых последний (для меня) подпольный сейшн при Советской власти. Это был клуб «Самсон» , в Петродворце, где играли «Странные игры» и «Аквариум». Там я опять чуть незагремел в отделение за свой прикид- на голове узорчатая тесьма, какой-то прикид в цветах хаки и на плече сумка- противогаз с колокольчиком, которым я позвякивал на концерте, вызывая неодобрительные взгляды ментов, следящих за порядком.
Если я ничего не путаю, именно на этом концерте на заднике сцены во время выступления «Игр» проскакал на одном костыле Витя Цой с загипсованной ногой.
А вот и драгоценный артефакт-входной билет с того самого концерта, который чудным образом сохранился:
Много чего было. Были и армейские «беседы» в «особом отделе» про мою тусовочную жизнь на гражданке, грозившие закончиться весьма плвчевно, была и попытка вербовки уж после армии теми же службами на предмет «делиться информацией из мира музыкальной рок-богемы». Но это уже другая история.