Вдогонку отшумевшему парадами празднику ВМФ имею пост по военно-морской тематике.
29 июля 1893 года Англия и Франция стояли на пороге большой войны, ибо чуть не затеяли перестрелку в сиамских территориальных водах.
Напомню, что после «сиамско-французского» инцидента в устье реки Мэнам, Сиаму пришлось пойти на серьезные территориальные уступки Франции и подчиниться ее диктату.
https://boristayskey.livejournal.com/249477.html Что, конечно же, вызвало большое неудовольствие, другой колониальной державы, орудовавшей в этом регионе- Англии. Тем более, что французские националистические круги увидели «руку Лондона» в действиях сиамцев и впали в патриотический угар.
Впали в патриотический удар и в «туманном» Альбионе, сама королева Виктория потребовала от своего кабинета министров вмешаться в сиамский кризис. Обстановка накалилась, когда Франция объявила блокаду сиамскому побережью после того, как Сиам поначалу отверг ультиматум французов.
Однако, английское правительство, чтобы не давать лишний козырь в руки этих кругов, рвущихся во власть, отказалось от любого вида военных демаршей и «скрепя зубами», смирилось с французским ультиматумом сиамскому государству.
Сами министры иностранных дел противоборствующих государств, «разруливающие» этот конфликт- Ж. Девелль и лорд Розбери , были настроены более миролюбиво, чем их воинствующие соотечественники и 27 июля, после переговоров, была заключена предварительная декларация о создании буферного государства на сиамской территории, отданной французам.
Создание буферной зоны позволило французскому правительству снять блокаду сиамского побережья, что на определенное время успокоило английскую сторону и разрядило обстановку.
Однако 29 июля, (еще шла завершающая стадия переговоров о создании буферной территории) все дипломатические усилия двух ведомств могли «пойти прахом» из-за действий ретивых морских офицеров, рвущихся в бой.
Французский крейсер «Рекюло», принимавший участие в блокаде, заметил появившееся в сиамской акватории английское военное судно и капитан крейсера потребовал от англичан покинуть сиамские воды, направив на корабль свои орудия.
Английский капитан совсем не был обязан подчиняться французским требованиям, ибо они были весьма спорными с точки зрения международного права ( французское морское командование объявило о начале блокады раньше, чем получило официальный приказ своего правительства).
Что удержало бравых моряков от применения силы, неизвестно, при тех напряженных отношениях между Англией и Францией, возникшая перестрелка вылилась бы в большую войну.
Лорд Розбери в беседе с графом Меттернихом в феврале 1900 г. подробно описал день, когда он получил сведения о произошедшем:
«Было воскресенье, когда он получил известие о том, что французский командующий потребовал удаления английских судов из Бангкока. Он попытался попасть в Форин Оффис, который обычно пустует по воскресеньям... Все его коллеги были за городом. Он отправил сообщение британскому премьер-министру Гладстону и британскому командующему кораблями в Бангкок, где под свою ответственность приказал отвергнуть французские требования. Он ожидал, что в понедельник страна проснется и поймет, что находится в состоянии войны с Францией, и ни один министр, кроме него, не знает об этом»
(по материалам научной статьи М. Тарасова «СИАМСКИЙ КРИЗИС 1893 Г. В АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»)