Первый могильщик:
...Этот череп, сэр, это череп Йорика, королевского скомороха.
Гамлет:
Этот?
Первый могильщик:
Этот самый.
Гамлет:
Дай взгляну. (Берет череп в руки). Бедный Йорик! - Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки. Он тысячу раз таскал меня на спине. А теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу. Здесь должны были двигаться губы, которые я целовал не знаю сколько раз. - Где теперь твои каламбуры, твои смешные выходки, твои куплеты? Где заразительное веселье, охватывавшее всех за столом? Ничего в запасе, чтоб позубоскалить над собственной беззубостью? Полное расслабление? Ну-ка, ступай в будуар великосветской женщины и скажи ей, какою она сделается когда-нибудь, несмотря на румяна в дюйм толщиною. Попробуй рассмешить ее этим предсказанием
Шекспир "Гамлет"
Чудесная солнечная погода просто заставила нас сегодня выйти на улицу и присоединиться к друзьям, которые поехали смотреть развалины старинных монастырей и замков.
В Дании множество старинных церквей которые сохранились в прекрасном состоянии. Но некоторые судьба не уберегла, и от них остались одни лишь развалины. Вот эти развалины мы и отправились смотреть.
Больше всего меня поразил, пожалуй Эбельхольт Клостер. Основанный в 1175 году, приехавшим из Франции аббатом Вильхельмом, монастырь в котором жили двадцать пять монахов, специализировавшихся на лечении травами и святыми мощами и накоплении книжных знаний, скоро стал процветающим и богатым. Монастырь, на заработанные лечением деньги, покупал окрестные земли и скоро стал владельцем обширных территорий вокруг. Он просуществовал несколько веков. Но во времена реформации церкви (1561 год) монастырь закрыли, а здании монастырской церкви разрушили.
И сейчас от былого великолепия, да собственно и от самого монастыря не осталось практически ничего. Фундамент, да пара колонн, и все.
Это кстати, видно на фотографии.
Отчего судьба распорядилась так, чтобы процветающий монастырь, центр знаний и медицины не сохранился совсем, а расположенная, например, неподалеку церквушка сохранилась в прекрасном состоянии, и поныне продолжает действовать?
Кто знает ответы на эти вопросы?
Рядом с музеем расположен маленький "аптечный" огородик, в которым посажены те травы, которые монахи использовали для лечения.
Чтобы редкие посетители развалин монастыря могли увидеть, весь медицинский арсенал тех лет.
Но я быть может и не стал бы об всем этом писать, если бы не поразивший меня, еще один маленький музей, часть всей экспозиции. Наверное, это самый странный и неожиданный музей, из тех, что я когда либо видел. Маленькое помещение заполнено застекленными стеллажами, в которых лежат исключительно черепа и скелеты тех, кого лечили и не смогли вылечить монахи. При монастыре было кладбище, и всех умерших хоронили там. А сейчас, произведя раскопки, все кости вынули, рассортировали по болезням, проанализировали и выставили на показ в музее.
Десятки скелетов и черепов, аккуратно рассортированные. И схема, где и как они лежали. Некоторые были похоронены "правильно", так, что когда после смерти нужно будет встать на окончательную битву со злом, то встанут они лицом на восток, т.е. сразу лицом к Богу. Другие видимо такого не заслужили, и были похоронены в другом направлении.
Музей обслуживает пожилой и доброжелательный сотрудник. Мои спутники уже вышли, а я задержался и он с удовольствием отвечает на все мои вопросы.
Просит обратить внимание на жемчужины экспозиции.
Вот там черепа воинов, -объясняет он, -и у каждого видны следы пробоин в черепах. А вот там сифилитики. А вот, не пропустили ли вы стенд со скелетами матерей, похороненными вместе со своими нерожденными детьми. Они прямо там сложены вместе, и скелет матери и скелет ребенка.
Но самый главный скелет в этом разделе - скелет ребенка, родившегося в гробу, после того как была похоронена его мать.
А вообще, конечно,- продолжает он, - вам должен был понравиться один из самых интересных наших экспонатов- человек, которого лечили, с помощью отвара мака, и он заснул. А врачи -монахи, решили что это не сон, а смерть наступила, и похоронили его заживо. Вот он там лежит, идите посмотрите. А, вы уже видели. Ну и как, впечатляет?
Попрощавшись со служителем музея, выхожу на улицу в задумчивом настроении. Светит солнце, также наверное, как когда-то светило всем тем, чьи останки я только что видел в музее.
И тут же конечно, мысли о скоротечности жизни, тленности бытия.
Вспоминаются и Гамлет, и "бедный Йорик" и Горацио.
Но отъехав на приличное расстояние от музея, увидев радостные толпы людей прогуливающиеся вдоль моря в курортном городишке Гилеляе, людей с наслажднеием вкушающих копченную рыбу, запивающих это холодным пивом в многочисленных кафе, я чувствую, что увиденные недавно скелеты и черепа, начинают забываться, а мысли о вечности и суете преходящего становится не такими яркими и сильными.