«Оказались втянуты в российскую смуту» (часть 3) 01.02.21.

Feb 01, 2021 10:05



«Оказались втянуты в российскую смуту» (часть 3)
Армия бывших пленных застряла в России и захватила полстраны. Она не боялась ни Ленина, ни Сталина

Тайна русского золота

Это правда, что отношения чехословаков с Колчаком не сложились после Омского переворота в ноябре 1918 года? Что им, убежденным демократам, претили диктаторские методы русского адмирала?

Конечно, этот фактор сыграл свою роль. У деятелей Чехословацкого национального комитета быстро установились хорошие отношения с Комучем, а потом и Уфимской директорией, где большинство составляли эсеры и социал-демократы, а переворот Колчака они встретили без восторга.

Адмирал пытался наладить контакт с ними. В его правительстве разрабатывался, например, проект создания в Сибири чешских земледельческий поселений. Но из этого мало что получилось - желающих нашлось немного.

В штабе Сибирской армии накануне генерального наступления. В первом ряду слева направо: командующий Р. Гайда, верховный правитель России А. Колчак, начальник штаба Б. Богословский. Екатеринбург, февраль 1919 года.
Один из лидеров чехословацких легионеров Радола Гайда в январе 1919 года поступил на службу к Колчаку, который поручил ему командовать Сибирской армией. После неудач его армии на фронте летом адмирал отстранил Гайду от должности. Окончательный разрыв Колчака с ним и с чехословацкими легионерами произошел в ноябре 1919 года. Тогда Гайда попытался поднять во Владивостоке мятеж, в котором участвовали все антиколчаковские силы, в том числе и местные большевики.

А за несколько дней до «гайдовского путча» члены Чехословацкого национального совета своим меморандумом обвинили колчаковские власти в насилии над мирным населением. Когда адмирал уже находился в Нижнеудинске, он отправил указание таможне во Владивостоке провести ревизию чешского багажа, отправляемого за границу. Это стало одним из последних распоряжений Колчака.

Именно поэтому чехословаки его арестовали после отъезда из Нижнеудинска?

На самом деле легионеры арестовали Колчака и выдали его иркутскому Политцентру по распоряжению главнокомандующего войсками Антанты в Сибири и на Дальнем Востоке французского генерала Мориса Жанена. Им гарантировался беспрепятственный проезд по Транссибу вокруг Байкала. Легионеры сдали политцентру и эшелоны с частью золотого запаса.

Имели ли они какое-либо отношение к пропаже значительной части золотого запаса? До сих ходят разговоры, что значительную часть золотого запаса легионеры вывезли из России, и якобы за счет этого экономика межвоенной Чехословакии так быстро развивалась.

Нет, это не так. Чехословацкий «Легиобанк» пополнялся за счет других источников. Поскольку жалованье легионеры получали в иностранной валюте, а один франк расценивался к сибирскому рублю как 1:10, они могли себе позволить покупать на сибирских рынках что угодно. Многие из них накопили излишки денег и ценностей. Была создана касса легиона, которая затем составила первоначальный капитал «Легиобанка». К нашему золотому запасу чехи отношения не имели.

Но в Москву вернулось не все золото.

Летом и осенью 1919 года Колчак расплачивался золотом с союзниками по Антанте за поставки оружия и материалов. Делалось это официально, через министерство финансов. Один эшелон, следовавший во Владивосток через Читу, захватил атаман Семенов. Еще 13 ящиков были похищены в январе 1920 года на станции Тыреть между Нижнеудинском и Иркутском.

Русские сироты, взятые на воспитание чехословацкими легионерами Третьего стрелкового полка Яна Жижки из Троцнова.
Кем похищены?

Эшелон охранял смешанный чехословацко-партизанский караул. На одном из вагонов, за который отвечала партизанская охрана, ночью были сорваны пломбы, и пропали 13 ящиков с золотом.

Дальнейшую судьбу похищенного груза выяснить не удалось
Вполне вероятно, эти ящики оказались у местного населения.

Эшелоны идут на восток

Когда случился недавний скандал с памятником маршалу Коневу в Праге, на одном специфическом сайте вышла очередная статья про «злых чехов» с цитатой из книги «Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство)», написанной в эмиграции белым генералом Константином Сахаровым. Там утверждается, что во время отступления Колчака к Байкалу «чехи для захвата вагонов выбрасывали из них раненых, женщин и детей из числа беженцев, обрекая их на смерть на морозе».

Я рекомендую лучше прочитать рецензию на эту книгу, написанную другим белым генералом - Михаилом Иностранцевым, бывшим генералом для поручений при Колчаке. В ней он все сентенции Сахарова разбивает буквально по предложению, по абзацу. В воспоминаниях Сахарова, мягко говоря, очень много преувеличений.

Он сильно не любил чехов, о чем можно судить хотя бы по названию его книги. Сахаров был убежденным германофилом. Неслучайно «Чешское предательство» вышло в свет в Германии в 1930 году, а в конце книги нетрудно заметить реверансы в сторону фашизма. Поэтому к свидетельствам Сахарова нужно относиться с осторожностью.

Это правда, что русским белым пришлось отступать из Омска на восток пешком по морозу тоже по вине чехов, занявших почти всю Транссибирскую магистраль?

Правда, но отчасти. Чехословацкие эшелоны действительно создали на Транссибе гигантскую пробку, но это не было преднамеренным вредительством. Эвакуация Чехословацкого легиона во Владивосток, которую санкционировал генерал Жанен, совпала с отступлением колчаковской армии и следующими за ней беженцами.

Первый президент независимой Чехословакии Томаш Масарик принимает парад легионеров, вернувшихся на родину
Когда чехословацкие составы застряли на Транссибе, колчаковцам пришлось покинуть замерзающие эшелоны и продвигаться на восток в пешем порядке. Так начался Великий Сибирский Ледяной поход. Кстати, это было верным решением: русские белые под командованием генерала Каппеля пешком по тайге добрались до Нижнеудинска быстрее, чем многие чехословацкие эшелоны по железной дороге.

Русская акция

Насколько правдива история о том, что легионеры в Сибири спасали от голода, обучали и потом вывезли с собой в Европу сотни русских детей, ставших сиротами во время Гражданской войны?

Тут можно говорить об отдельных эпизодах, когда к легионерам на железнодорожных станциях прибивались беспризорные дети. Такое в годы Гражданской войны случалось нередко. Сердобольные бойцы их подкармливали и обогревали, иногда сажали в свои эшелоны и увозили с собой. Но утверждать, что чехословацкие легионеры осуществляли в России целенаправленную гуманитарную миссию, было бы большим преувеличением.

Здесь уместнее вспомнить другой гуманитарный проект - Русскую акцию, объявленную правительством независимой Чехословакии в 1921 году. Эта благотворительная программа поддержки и содействия очень помогла многим русским эмигрантам, оказавшимся в стране после нашей Гражданской войны.

Сыграл ли свою роль в успехе этого проекта тот факт, что в независимой Чехословакии многие бывшие легионеры заняли ведущие позиции?

Да, конечно. Легионеров на родине встречали как героев, поэтому их представители составили военно-политическую элиту межвоенной Чехословакии. Причем не только того времени: будущий президент Чехословацкой Социалистической Республики, Герой Советского Союза Людвик Свобода в молодости воевал в составе Чехословацкого легиона.

Русская акция, помимо гуманитарного аспекта, имела важное практическое значение для самой Чехословакии. В стране, которая до получения независимости столетиями испытывала сильное немецкое и венгерское давление, национальная интеллигенция была малочисленна, не хватало ученых, врачей, инженеров. В 1920-1930 годы именно русские эмигранты оказали очень большое влияние на формирование чешской интеллектуальной элиты.

«Мы сражались и за свободную Россию»

Против кого воевали чехословацкие легионеры в нашей Гражданской войне - против большевиков или против русских вообще?

Я не думаю, что можно говорить об особой неприязни к русским. Некоторые легионеры в России обзаводились семьями и потом забирали их с собой. Будущий президент независимой Чехословакии Эдвард Бенеш утверждал, что «тогда в Сибири мы отстаивали не только нашу свободу, мы сражались и за свободную Россию».

Чехословацкие легионеры в Екатеринбурге, осень 1918 года.
С симпатией к чехословакам относилась русская демократическая интеллигенция уральских и сибирских городов. Многие ее деятели горячо приветствовали приход легионеров, воспринимая их не как чужеземных интервентов, а как «освободителей от большевизма».

Снова вернусь к недавнему скандалу, когда в Праге демонтировали памятник советскому маршалу Коневу. После этого у нас предложили в отместку снести в России все мемориалы чехословацким легионерам.

Зеркальный ответ хорош в дипломатических отношениях между странами или когда кого-то ловят на шпионаже. Но воевать с памятниками, используя прошлое в сиюминутных и пропагандистских целях, глупо. Уподобляться тем, кто так делает в других странах, еще глупее. Для России, великой державы с многовековой историей, это было бы недостойно.

Как-то я вас спрашивал, заслуживает ли памятника адмирал Колчак. А что скажете о чехословаках?

То же самое, что и о Колчаке. В конце концов, чехословацкие легионеры оказались втянутыми в российскую смуту, а не инициировали ее.

Эти люди - такие же жертвы нашей Гражданской войны, как красные и белые

Надо помнить и то, как чешские дружинники доблестно сражались за нас во время Первой мировой войны.

Тем более между нашими странами есть межправительственное соглашение 1999 года, по которому обе стороны обязаны заботиться о сохранности воинских захоронений и мемориалов.

Вот именно. Во взаимоотношениях русских и чехов были как темные, так и светлые эпизоды. Нам неплохо бы помнить не только карательные экспедиции легионеров в Сибири, но и Русскую акцию в межвоенной Чехословакии, а нынешним чехам - хранить в своей памяти не только август 1968 года, но и май 1945-го. А памятники надо оставить в покое.

https://lenta.ru/articles/2021/01/12/czechoslovaks/

Василий Цветков, первая мировая война, белочехи, дмитрий борисов первая мировая война

Previous post Next post
Up