В. Красногорский и Л. Дудкина. Часть 1. 20.04.20.

Apr 20, 2020 22:45




         Статья В. Анисимовой и В. Нехотина, кроме биографии Василия Красногорского, касается  знаменитой (до 1917 года) ставропольской купеческой фамилии - Дудкины.  Лидия Дудкина - дочь купца-миллионера Ивана Ивановича Дудкина была женой Василия. Вера Анисимова, один из авторов этой статьи - правнучка старшей сестры Лидии - Екатерины Ивановны Дудкиной. Автор сей перепубликации, т.е. я - правнук родной тётки Лидии - Анастасии Ивановны Борисовой (дев. Дудкиной).
         Статья, для меня лично, интересна не только родственными связями, хотя и это немаловажно. С Верой мы познакомились (виртуально) благодаря нашему тольяттинскому  Управлению архивов, а лично уже встретились в Москве в Российском Научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева "ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ", куда я был приглашен на круглый стол  по проблемам сохранения памяти о Первой мировой войне.


В. Н. Анисимова и Д.В. Борисов, 12 октября 2017 года, Москва.

Отношения молодых людей того нелегкого времени отражены в письмах Красногорского к жене. Это особенно трогательно, ведь всё-таки письма - это личное, интимное. Интересны в письмах  споры и рассуждения по поводу сочинений А. Пушкина, основоположника футуризма Бурлюка (Давид Бурлюк - друг В. Красоногорского и собрат по поэтическому цеху) и других.  Давид в 1918 - 1920 году гастролировал вместе с В. Маяковским и был у Василия в Томске, и тот посвятил ему эти строки:
"В огнях иллюминации, взрывайте репутации,
Качаясь на трапеции бессмысленных бутад,
Кропите проституцией во имя авиации
Адепт вульгарной специи, утонченный прелат!
Экстравагантной лекции рекламные вибрации
Нежданные эмоции эстетикам сулят,
Для нравственной полиции напевы декламации
Пускайте «спекуляции», «скандалы» и «разврат».
Бурлюк - вы репетиция к Валгале <так> революции,
В гаерской декорации таящийся пожар!
(Приводит к аберрации мышленья эволюции
И полная прострация сменяет ярый жар!).
Но член кооперации здесь видит лишь обструкции<,>
Не бомбы ярой Грации пророческий удар".
Можно сравнить, с тем что написал Владимир Маяковский в своем "Облаке в штанах":
"И -
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк -
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезённые веки,
вылез,
встал,
пошёл
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»
===========================================

Источник: Сюжетология и сюжетография. 2018. № 1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)

В. Н. Анисимова 1, В. В. Нехотин 2

1 Независимый исследователь, Москва

2 Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

Москва

К БИОГРАФИИ В. П. КРАСНОГОРСКОГО

(1892-1919)

Статья раскрывает биографию Василия Петровича Красногорского (1892-1919). Студент Петроградского университета, многообещающий молодой пушкинист, участник Венгеровского семинария, Красногорский эпизодически упоминается в научной литературе преимущественно как университетский приятель таких фигур, как Ю. Тынянов или Г. Маслов. В 1918 г., когда академическая жизнь в революционном Петрограде свертывается, Красногорский перебирается в белую Сибирь, в Томский университет, где в правление Колчака сосредотачиваются многие ученые из центральной России. В Сибири он впервые публикует всего несколько своих стихотворений и выпускает альманах «Елань» (1919).

Красногорский скоропостижно скончался от сыпного типа в самый канун падения белой Сибири, так что до сих пор оставались неясными многие детали его биографии, в том числе достоверные дата и место его рождения. Данная публикация впервые представляет письма Красногорского к его невесте, а затем жене Лидии Ивановне (урожд. Дудкина, 1895-1988), сохранившиеся в домашнем архиве семьи Дудкиных (один из публикаторов, В. Анисимова, происходит из этой семьи). Помимо писем самого Красногорского, представлены и другие эпистолярные материалы из этого же архива, в том числе письма Е. М. Тагер (вдовы поэта Г. Маслова и знакомой Л. Красногорской по Бестужевским курсам) и сибирской поэтессы, позднее известного лингвиста Е. К. Бахмутовой. В комментариях к этим эпистолярным материалам использованы также данные нескольких региональных государственных архивов (прежде всего архивные фонды Петроградского и Томского университетов). Среди ключевых тем писем Красногорского - эпистолярный этикет в среде русских студентов-филологов начала ХХ в. (и отправитель, и адресат писем - филологи); процесс профессиональной адаптации выпускников-филологов к распадающейся академической инфраструктуре послереволюционной России; феномен «академического авангардизма» (в данном случае - футуристических текстов, создаваемых академическими филологами). Одним из проявлений этого феномена стали и стихотворные опыты В. П. Красногорского, републикуемые в приложении.

Ключевые слова: Петроградский университет (1915-1918), Пушкинский семинарий С. А. Венгерова, революция, Гражданская война, литература Сибири, Томский университет (1919), футуризм.

Анисимова Вера Николаевна - Анисимова Вера Николаевна - кандидат физико-математических наук (Москва, anisvera@gmail.com)

Нехотин Владимир Владимирович - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (ул. Поварская, 25А, Москва, 121069, Россия)

38

Сама неожиданность смерти «пушкиниста-футуриста»1 Василия Петровича Красногорского невольно сделала ее главным событием его литературной биографии; по замечанию одного из участников венгеровского Пушкинского семинария, «в русской литературе нередки эти случаи. Веневитинов, поэт сложный и любопытный, умер 22 лет, и с тех пор о нем помнили твердо только одно - что он умер 22 лет» [Тынянов, 2002, с. 375]. Большинство упоминаний Красногорского приходится на его некрологи 2 и публикации нескольких первых лет после его смерти (все известные нам стихотворные тексты приведены в приложении к этой статье)3.

Новая волна интереса к его фигуре возникла в процессе изучения наследия филологов, связанных с тем же венгеровским семинарием и c поэтическим кружком Петроградского университета [Тынянов, 1977, с. 452, 453; Богомолов, 1988, с. 177; 1999, с. 195]. Характерно, однако, что и в таких работах нет сведений о биографии Красногорского, а в специализированном справочнике вместо года его рождения проставлен знак вопроса [Томский литературный некрополь, 2013, с. 90], - хотя соответствующие (но не вполне точные) данные обнаруживаются легко: «Красногорский, Василий Петр<ович>. с<ын> чинов<ника>. р. 25 окт. 1892

1 Самоаттестация «с весны 1919 года», в печати впервые зафиксированная, видимо, егоколлегой по Томскому университету М. К. Азадовским в неподписанной заметке «Из стихотворений - В. П. Красногорского» [Камены, 1922, с. 31].

2 См.: [Колубовский__, 1919, с. 3-4]. С небольшими купюрами и дефектами этот некролог воспроизведен в кн.: [Томский некрополь, 2001, с. 206-207 (№ 2245)]; в том же номере газеты помещено сообщение: «Томская жизнь. Собрание историко-литерат. кружка. Сегодня, 4 декабря, в 12 ч. дня, в помещении кабинетов историко-филологического факультета назначено собрание историко-литературного кружка памяти Тургенева. На собрании будут сделаны доклады: 1) Памяти В. П. Красногорского и 2) доклад проф. Ю. Н. Верховского о новой поэме Вяч. Иванова “Младенчество”» [с. 3]. Позднее, в подцензурном уже сборнике венгеровского семинария, появилось вынужденно лаконичное упоминание о смерти (без указания времени, места и обстоятельств) В. П. Красногорского, Г. В. Маслова и Ю. А. Никольского (ошибочно названного «Николаевичем»): «все трое, несомненно, были бы нашими деятельными участниками». Там же сообщалось, что среди докладов, прочитанных в семинарии в 1915-1918 гг., Красногорскому принадлежали два: «К стихотворению “Зима. Что делать нам в деревне?”»… (Пушкин и Вяземский)» и «Анонимная статья Пушкина в “Современнике”, 1836 г. № 2, за подписью А. Б.». Текст первого неизвестен; второй (был прочитан 17 ноября 1916 г.) изначально, видимо, предназначался для очередных сборников «Пушкин и его современники» (см.: [Пушкинист IV, 1922, с. VIII, XXX]), но был опубликован под другим названием и в другом издании [Наш труд, 1924б, с. 106-120].

3 Датированный 1 ноября 1919 г. цикл из двух вполне традиционалистских по поэтике стихотворений «Ноябрь: Партизанам 1812 г.» написан Красногорским за месяц до смерти, «в библиотеке Томского Университета во время штудирования поэтов пушкинской плеяды», как сообщал его публикатор М. К. Азадовский, в чьем архивном фонде отложился автограф цикла (ОР РНБ. Ф. 8. Ед. хр. 18). Причем именно такая датировка заставляет усомниться в том, что упомянутый там же [Камены, 1922, с. 31] призыв Красногорского в колчаковские войска мог бы успеть состояться. Возможно, в действительности это подцензурное указание на частую в колчаковской печати параллель между ополченцами 1812-го и партизанами-«крестоносцами», которые так же «Погибнут, родины не выдав / Кровавым вражеским полкам»; ср. «Крестьяне-сибиряки в борьбе с большевиками. На призыв записываться добровольцами в дружины Святого Креста особенно трогательно отозвался один пожилой крестьянин-сибиряк… записался добровольцем крестьянин-сибиряк 60 лет, имеющий жену и 8 чел. детей, старшему из коих 14 лет», и т. п. [Без подписи, 1919б, с. 3]; детальнее см.: [Карпов, 2014].

39

ок<оло> В.<еликого> Устюг<а>… в ун<иверситете с> 1911 в п<ушкинском> с<еминарии с> 1912» [Пушкинист I, 1914, с. 236] 4.

В действительности В. П. Красногорский родился 23 октября 1892 г. в Минске 5 (а в Великом Устюге провел гимназические годы). Помимо документов из государственных архивов, важным источником для его биографии (равно как для характеристики его поколения и его круга общения) служат эпистолярные материалы, сохранившиеся в семье Любови Вадимовны Кудрявцевой 6, - и мы признательны ей за возможность их публикации.

Красногорские - выходцы из духовенства, первый носитель этой фамилии Василий Иванов (1823 - после 1880) получил ее при рукоположении в священники Преображенской церкви с. Красногорье (на реке Унжа). В декабре 1874 г. был переведен на другой приход, в с. Тимошино того же Макарьевского уезда Костромской губернии 7. Младший из его сыновей, Петр (1860-1914) окончил Макарьевское духовное училище, в 1874 г. поступил в Костромскую духовную семинарию, но в выпускной V класс не пошел, уволившись по собственному прошению в 1878 г., и осенью того же года поступил на физико-математический факультет естественного разряда (отделения) Петербургского университета. По окончании университета (1884) 8 служил в Главном выкупном учреждении Министерства финансов, а с 1 августа 1891 г. - в управлении Либаво-Роменской железной дороги в Минске. С июля 1899 г. надворный советник П. В. Красногорский переведен на службу в Министерство Внутренних Дел с назначением земским начальником 5 участка (с мая 1902 г. - 4 участка) Устьсысольского уезда Вологодской губернии.

4 В следующем выпуске поправка: «в Пушк<инском> сем<инарии с> 1915» [Пушкинист II, 1916, с. 291].

5 Согласно метрическому свидетельству № 8703, выданному 10 августа 1902 г. из Минской Духовной консистории, в метрической книге минской Привокзальной церкви (в честь Казанской иконы) за 1892 г. значится: 23 октября родился, а 1 ноября крещен Василий, «родители его Титулярный советник Петр Васильев Красногорский и законная его жена Мария Иванова, оба православного вероисповедания» (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 58941. Л. 12).

6 Внучка вдовы Красногорского Лидии Ивановны (урожд. Дудкиной) от второго брака с историком педагогики профессором И. В. Чувашевым (1893-1963).

(1877-1920), в замужестве Гордеевой.

7 На 1880 г. имел жену Александру Николаевну 51 года и детей Платона - 29, Николая - 25, Петра - 20, Флену - 23, Ольгу - 17, Марью - 15 лет (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2388).

8 «Не имея средств к жизни и выдержав успешно экзамены», подавал прошения об освобождении от платы за обучение («Отец мой, священник очень бедного прихода, имеющий значительное семейство, совершенно не может доставлять мне содержания в течение моего Университетского курса») и, кроме того, все время обучения пользовался «пособием от Университета в виде Университетской или Императорской стипендий». По «грудной болезни» был вынужден провести в деревне осень 1882 - весну 1883 гг.

и в результате закончил университет позже обычного (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 20080).

9 Сейчас столица Республика Коми - Сыктывкар. Скорее всего, именно с этим обстоятельством связано упоминание будто бы «родного ему зырянского племени» [Камены, 1922, с. 31]. Никаких воспоминаний о принадлежности В. П. Красногорского к народу коми-зырян в семье не сохранилось. Можно лишь предположить, что этнической зырянкой была его мать Мария Ивановна (из ее биографии не известно ничего), но и Василий, и его младшая сестра Ольга (1894 - после 1917) родились еще в Минске (хотя и перевод их отца в Усть-Сысольск мог быть вызван некими семейными обстоятельствами).

40

Его сын Василий провел детские годы в Усть-Сысольске 9, а в августе 1904 г. поступил в ближайшую мужскую гимназию - в Великом Устюге, окончив ее  в 1911 г. с золотой медалью «во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в русском и латинском языках» 10.



29 июля 1911 г. В. П. Красногорский подает прошение на имя ректора Петербургского университета с просьбой зачислить его слушателем историко-филологического факультета и обязательством сдать экзамен по греческому языку «в установленное правилами время», 2 сентября его зачисляют в студенты. Академическая биография последующих лет выглядит вполне стандартно, лишь 8 марта 1916 г. Красногорский, «имея необходимость усиленно работать над медальным сочинением» 11, просит ректора «продлить мое пребывание в Университете еще на один год, а единственный оставшийся у меня полукурсовой экзамен сдать не теперь, а осенью». 24 марта правление университета, «принимая во внимание <…> усиленную научную работу над сочинением на медаль - Красногорского», ходатайствует об оставлении его в университете до 1 января 1917 г., фактически же он состоял студентом вплоть до 31 января 12.

10 ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 58941. Л. 10 - 10 об. (в Усть-Сысольске мужская гимназия откроется лишь в 1912 г.).

11 Предложенная Венгеровым тема сочинения «на соискание медальной премии» предполагала «работу Красногорского над журналами Пушкинской поры» [Наш труд, 1924б, с. 119].

12 Выпускное свидетельство и свидетельство с отметками получены 1 февраля 1917 г., «удостоверение, что он состоял студентом до 31 января 1917 г.», получено 4 февраля, «все документы получил» 16 февраля (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 58941. Л. 8, 55 - 55 об., 65, 69 - 69 об., 96).

41



Часть 2 https://borisovdimitry.livejournal.com/219441.html
Часть 3 https://borisovdimitry.livejournal.com/219797.html
Продолжение следует.
С Уважением,
Дмитрий Борисов

василий красногорский, лидия дудкина, лидия красногорская, Иван Иванович Дудкин, вера анисимова москва, ставрополь на волге дмитрий борисов, ставрополь на волге тольятти

Previous post Next post
Up