Обратимся к истории Праздника в изложении уважаемой Википедии:
Креще́ние Госпо́дне -
христианский праздник, установленный в честь события
евангельской истории,
крещения Иисуса Христа в реке
Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно всем трём
синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл
Святой Дух в виде голубя; одновременно
глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение»(
Мф. 3:17).
Евангелие от Иоанна также говорит о крещении Иисуса Христа в водах Иордана и сошествии Святого Духа, но не прямо, а в форме свидетельства Иоанна Крестителя (
Ин. 1:29-33).
Во всех
исторических церквях этот праздник привязан к дате древнего праздника
Богоявления, то есть
6 января. Однако при этом:
- в
римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после
Второго Ватиканского собора - в ближайшее воскресенье после Богоявления)
.- часть
православных церквей, в том числе
Русская, придерживающиеся
юлианского календаря, празднуют 6
(19) января; для этих церквей этот день в
XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря. Другие, включая
Константинопольскую, празднует Крещение Господне 6 января по
новоюлианскому календарю[3]. В
православии праздник «Крещение Господне» входит в число
двунадесятых праздников.- в
древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения Иисуса Христа, но и Его
Рождения, и составляет единый праздник
Богоявления.
В
Православной церкви праздник принадлежит к числу
двунадесятых, отмечается 6 января (
19 января) (в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других - по новому стилю) и завершает
рождественские святки.
Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый
Рождению Христа,
посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе - после
Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «
Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.
В
России на Крещение принято
освящать воду.
19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил
молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста)
полыньёй, или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI-XVII веках: «В
Суздале в день Богоявления на реку
Каменку совершался
крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении
псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие
хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей
мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений.
Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (
протоиерей или
архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило
купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».
В 1890-1910 годах в
Санкт-Петербурге, во льду против
Зимнего дворца вырубалась прорубь (Иордань), над ней сооружалась сень, вышиною около четырёх саженей, представлявшая собой храм, с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. В храме служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От
Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались
шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток - такова была традиция.
После
обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.
Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами». После водосвятия царь принимал Крещенский парад - мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.
По словами протоиерея
Георгия Рощина, «купание в полынье - „Иордани“ на Богоявление - это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».
В нашем городе Тольятти (Ставрополь на Волге, Ставрополь Самарский или просто Ставрополь - название ранее до 1965 года) на Крещение делаются и освящаются купели в разных местах (водоемах), но я и мои друзья второй год отмечаем этот Светлый Праздник на озере Паркового комплекса истории техники им. Константина Сахарова. Несколько фото этого дня 2017 года:
Фотографировать в тот день много не пришлось: мой друг и однополчанин Володя уезжал в Санкт-Петербург.
В этом году я тоже был здесь недолго, Но несколько кадров с друзьми и даже небольшой ролик я выкладываю:
Click to view
Вторую купель начали чистить к 12 часам...
... и подводная лодка в дымах Волжского Автозавода на втором плане...
Вот такой краткий, даже наикратчайший репортажик. Конечно же все основные действа здесь разворачивались вчера вечером, ночью и сегодня после рабочего дня. Но об этом наверняка расскажет кто-то другой. Всего доброго, Друзья!