«От невежества происходит все зло. От знания приходит прекращение всего этого множества несчастий»
Будда
«Учиться, учиться и еще раз учиться»
Ленин
Предисловие от 09.12.2020
Эта статья носит в первую очередь развлекательный характер, так что при её чтении стоит снять очки излишней серьёзности. Но в то же время развлечение развлечению рознь, тут нет ни юмора, ни иронии, одни размышления и параллели. В основе статьи положено допущение того, что любое философское учение - даже с серьёзной научной базой в своей основе - может переродиться в культ и что религиозное чувство может быть знакомо не только верующему человеку. По сути, религиозное чувство в своём базисе должно быть знакомо практически каждому человеку с убеждениями и авторитетами. Сторонник любой идеологии (включая либерализм) будет иметь в душе сад, где неизбежно будут расти всходы религиозного чувства и только от решения самого человека будет зависеть - пропалывать эти ростки или взращивать их.
День за днем идут года -
Зори новых поколений,
Но никто и никогда
Не забудет имя Ленин.
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой -
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
(Лев Ошанин, 1955)
Я хочу предложить посмотреть на эту и множество подобных советских песен под определённым углом зрения. Я считаю, что нам важно правильно понимать их. Нам, наследникам людей, строивших первое в мире социалистическое государство, очень важно правильно понимать своё культурное достояние. Прошлое не изменишь и не вернёшь, его можно только переосмыслять. Собственно, работа психолога во многом и заключается в том, чтобы помочь человеку переосмыслить собственное прошлое таким образом, чтобы оно помогало, а не вредило ему. Думаю, что это правило справедливо и касательно всего общества, для всей нашей страны.
Послушайте эту песню. Уверен, что у многих из вас (быть может даже у тех, кто положительно относится к СССР и сочувствует левым идеям) она вызовет усмешку - уж больно казённой, фальшивой и смешной покажется она сейчас. Нам-то сейчас понятно, что серьёзно относится к такому песнопению может либо пропитанный пропагандой фанатик, либо дурак, либо запуганный человек, чья личность сломлена и порабощена неумолимой государственной машиной... Таким образом, мы все становимся наследниками фанатиков, дураков и жертв тоталитаризма. Или, в более мягком варианте, просто очень наивных людей, которые явно перебарщивали в прославлении своего идейного лидера. И тем и другим я предлагаю посмотреть на это с другой точки зрения и рассмотреть эту песню, как религиозный гимн - благо религии и чувства верующих сейчас уважаются. Да, это именно религиозный гимн - в отличном исполнении, кстати.
Сравнение культа Ленина с религией не ново. Не так давно наш президент высказывался в этом же роде - что коммунизм и христианство как бы про одно, что мавзолей Ленина аналогичен святым мощам, да и моральный кодекс строителей коммунизма те же 10 заповедей... Наверно, Владимир Владимирович хотел всех примирить, но да сейчас речь не про это. Про культ Ленина я неоднократно читал у разных авторов. Что объединяло их всех в своей трактовке - так это негативное отношение к этому явлению. Негативно к культу Ленина относятся как сторонники рыночных отношений и либеральных свобод, так и грамотные коммунисты - ведь истинный коммунист обязан быть образованным, обладать научным мировоззрением и потому критически оценивать любой культ... Я обращаюсь к обеим сторонам и предлагаю первым уважать религиозное чувство, а вторым не быть столь категоричными в своей оценке культов. Культ культу рознь. Любая развитая религия отнюдь не ограничивается верой в сверхьестественные силы - это ещё и философия. Эрих Фромм в книге «Психоанализ и религия» справедливо разделяет функционал религии на две части: религия как на объяснение мира и как философская основа мировоззрения. С первой функцией религией сейчас успешно справляется наука, а вторую функцию могут выполнять не только религиозные, но и иные культы. В эпоху классицизма был культ разума. В эпоху романтизма - культ чувства. Бывали культы воли и силы. Сейчас пропагандируется культ успеха. Культ - это всегда вера, всегда убеждения и с психологической точки зрения каждый культ - это религия. Каждый культ - независимо от того, религиозный он или нет - имеет свою философию. Давайте лучше присмотримся к философии культа Ленина.
Я считаю ошибкой сравнивать философию культа Ленина с христианством. Его философия в значительной мере приближается к буддизму. Давайте сравним христианство и буддизм по основным положениям. В христианстве центральная фигура - это сын божий, Иисус, который умер за нас. В буддизме - сын человеческий, Будда, который указал нам Путь к свободе от кармы и избавлению от страданий. Иисус - это недостижимый идеал, прекрасный, безгрешный и безвинный. Будда - это образец для подражания, который шёл к своей истине путём проб и ошибок, вкусивший как негу, так и аскезу. Христом стать нельзя - к нему можно только приблизиться и принять его любовь и всепрощение. Буддой же может стать каждый. Будда - это просто просветлённый (в другом переводе "пробудившийся"). Достичь просветления может не только Сиддхартха Гаутама, это под силу любому, кто приложит для этого достаточные усилия. Конечная цель буддиста - достичь просветления, т.е. стать Буддой. Это не дарует ему райских кущ. Да, он может после этого уйти в нирвану, слиться с абсолютом - что в какой-то степени означает окончательное небытие, так как это прерывает колесо сансары - бесконечный круг рождений и смертей. Но есть нечто более благородное, чем уход в нирвану. Это остаться в мире даже тогда, когда достиг просветления - остаться ради других, чтобы помочь и им стать просветлёнными. Высшая добродетель буддизма - это не райские кущи, это отказ (правда, временный) от нирваны ради других. Любовь к ближнему не вознаграждается, наоборот - она требует определённой жертвы. Но она является самоценностью и потому стоит своей высокой цены. Будда не нуждался в награде - говорят, его даже не интересовал вопрос о том, есть бог или нет. Его интересовала куда более практическая цель - как избавить людей от страдания. Согласитесь, что добродетель без ожидания награды значительно чище и искреннее, чем добродетель как плата за некое вознаграждение - за приближение к богу, за отпущение грехов, за снятие проклятия, за снисхождение на суде, за вход в рай. Добродетель в буддизме не является способом завоевать расположение всевышнего, она нужна только самому человеку и для человека. Возможно, поэтому некоторые называют буддизм религией атеистической. И в этом есть своя доля истины - буддизм не монотеистическая и не теоцентрическая религия в отличие от авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, в которых вся космогония крутится вокруг бога. Так как буддизм происходит из индуизма, то он взял в себя некоторые его положения, такие как понятие кармы, колеса сансары и реинкарнации, а так же многобожие. Но в буддизме боги - всего лишь одна из разновидностей разумных существ, наряду с демонами или голодными духами. Боги в буддизме такие же пленники законов кармы, как и люди, а потому вообще не играют особой роли в мировоззрении буддиста. Думаю, что ряд современных буддистов вообще исключают из своего мировоззрения сверхъестественную составляющую буддистского учения и от этого философия буддизма не становится беднее. Но попробуйте исключить сверхьестественное из христианства! Если убрать из христианства бога и Христа, как сына божьего, то что останется? Мне трудно представить верующего христианина, который смог бы примириться с мыслью об отсутствии Бога и полного исчезновения собственного Я после смерти... Для буддиста же отказ от своего Я и слияние с Абсолютом формально является основной целью. Таким образом гипотетически можно быть и буддистом и атеистом одновременно, почему бы и нет?
Философия культа Ленина в своих основных аспектах тождественна буддизму - с некоторыми существенными отличиями, конечно. Для мировоззрения ленинца характерно такое же почитание своего вождя, как для буддиста почитание Будды. Сразу скажу, что термин "ленинец" я не отождествляю с термином "коммунист", так как коммунисту вообще не пристало делать культа даже из самых замечательных людей и возводить те или иные утверждения в постулат и догму. Должно быть, что истинный коммунист отличается от ленинца в той же степени, как Будда (прозревший) отличается от буддиста. Жаль, что в СССР времён застоя этого не понимали. Думаю, что ни Ленин, ни Будда не пришли бы в восторг от того, что из их учений сделали культ, а из них самих - объекты для поклонения. Будда вообще был против того, чтобы его учение записывали - для того, чтобы его слова не стали догматом. Но его слова были записаны - правда, спустя примерно триста лет после его смерти... Ленин писал много, но неоднократно указывал, что против любого догматизма. Сам Владимир Ильич, разумеется, не был догматичным марксистом - так как иначе он просто не смог бы развить марксизм. С точки зрения догматичного марксиста Ленин отступник, еретик. Можно утверждать, что любой догмат есть попытка законсервировать некое положение вещей, некое утверждение, как абсолютно и всегда верное, словно геометрическая аксиома. Но геометрическая аксиома всегда верна лишь в условиях абстрактной, статичной и неизменной реальности геометрии, которой на самом деле не существует. Любой догмат в условиях постоянно меняющейся и развивающийся реальности рано или поздно оказывается ложным. А потому возведение ленинских тезисов в уровень априорно верных догматов было не только губительно для страны, но и противоречило самому ленинскому учению. Но вернёмся к мировоззрению ленинцев.
Они не просто чтят Ленина, они окружают почитанием всё, что с ним было связано. Места, где Ленин жил и работал, стали священными святынями - достаточно вспомнить знаменитый ленинский пень, к которому приходил с цветами Фидель Кастро. И таких мест было (и есть) множество. Там не проводилось никаких религиозных обрядов - т.е. не было формального поклонения, но паломничество туда осуществлялось, люди приходили туда подумать о высоком - я пишу это без всякого ёрничанья, потому что так и было. Аналогично буддисты готовы поклоняться каждому оставленному следу своего учителя, но так как Гаутама жил более двух с половиной тысячелетий назад и следов не осталось, то они их делают искусственно - чтобы им поклоняться, чтобы совершать паломничества и думать о высоком.
Для буддистов сам Гаутама, который стал первым Буддой, не существует в виде неизменной сущности, к которой можно обратиться за помощью - он для них символ и образец для подражания. В буддизме есть молитвы, но они не аналогичны молитвам авраамических религий. Самому Будде не молятся и ни о чём его не просят - нет, о нём размышляют. Будда умер, ушёл в нирвану, растворился в мире, но дело его живёт. Будда в каждом буддисте, как и Ленин "в твоей весне, в каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!" И там и там есть поклонение, но без веры в сверхьестественное. Практически религиозные строки писал Маяковский:
Свезли в мавзолей
частицу Ленина -
тело.
Но тленью не взять -
ни земле,
ни золе -
первейшее в Ленине -
дело.
Смерть,
косу положи!
Приговор лжив.
С таким
небесам
не блажить.
Ленин -
жил.
Ленин -
жив.
Ленин -
будет жить.
("Комсомольская")
Разумеется, слова о вечно живом Ленине никто не воспринимал буквально, но истинный ленинец вносит в них глубокий смысл и чувство - религиозное чувство. Религиозное чувство в данном случае - это ЧУВСТВО СВЯЩЕННОГО, ЧУВСТВО БЛАГОГОВЕНИЯ перед тем, что для тебя очень значимо. Таким образом, религиозное чувство доступно атеисту не в меньшей степени, чем верующему человеку. Закон об "оскорблении чувств верующих" стоило бы переименовать в закон об "оскорблении религиозного чувства", который защищал бы все категории населения. Осквернение коммунистических памятников для ряда людей не менее болезненно и оскорбительно, чем, к примеру, осквернение христианских святынь для православных. В свете этих рассуждений ряд высказываний лиц из РПЦ о Ленине воспринимается, как проявление холодной религиозной войны, направленной против ленинцев - разумеется, ни о Будде, ни о Мухаммеде они не позволяют таких резких, оскорбительных слов… Но это уже другой разговор.
Прежде чем переходить к перечислению отличий культа Ленина от буддизма, я хочу тезисно перечислить основные черты сходства. Это:
1.Объект поклонения является образцом для подражания, являя собой достижимый идеал.
2. Культ Ленина и буддизм являются коллективистскими культами, подразумевающие общинность, скромность и равенство. И Ленин и Будда революционны в том смысле, что провозглашают равенство людей наперекор существующей системе - Ленин был за равенство людей от деления на классы, а Будда - от деления людей на варны и касты.
3. Оба культа являются противниками эгоизма и личного успеха за счёт других (личный успех ведёт к отрыву от коллектива, а это того не стоит), но поощряют личное духовное развитие. Образованность, любознательность и самообладание глубоко ценятся.
4. И там и там высшая добродетель - это способность пойти на жертву ради любви к ближним. Отказ от нирваны ради просвещения людей или отказ от личного процветания ради блага окружающих - по сути своей одно и то же. Общественное превыше личного, взаимовыручка.
5. Культивирование любви к людям. "Человек человеку друг, товарищ и брат" - известный завет из культа Ленина. В буддизме проповедуют любовь ко всему живому, но если говорить о любви, как помощи в духовном развитии, то можно говорить о любви к людям и только к ним, так как в буддистской космогонии животные, голодные духи, демоны и боги не могут идти по пути духовного развития - только люди.
Если говорить про различия между культом Ленина и буддизмом, то на первый план выходят различия чисто эстетические. Да, у этих культов совершенно различная эстетика, ведь возникли они независимо друг от друга и между ними нет никакой преемственности. Будучи родственными по своему содержанию, по форме они во многом противоположности. Так как буддизм возник на основе индуизма, он приобрёл присущую ему цветастость и азиатский колорит, а эстетика культа Ленина происходит из революционной романтики и воспевания борьбы простого народа за лучшую жизнь, а потому с априорной симпатией ко всему народному и антипатией ко всему аристократическому, элитарному. Но это всё внешние проявления, которые не указывают на суть описываемых явлений, хотя судят именно по ним! Впрочем, форма тоже кое что говорит о содержании... Точнее, форма не может не говорить о содержании. Давайте посмотрим на каноны изображения Будды и Ленина. Будда медитирует, а Ленин указывает путь. И это уже о многом говорит о многом, о самой сути этих учений - в первую очередь о том, что буддизм спокоен, интровертен и часто пассивен, культ Ленина же наоборот - энергичен, оптимистичен и экстравертен. У них совершенно разные настроения и уровень напряжённости. В настроении буддизма чувствуется усталость и стоицизм. Буддист не стремится к счастью, он стремится к отсутствию страданий, а ведь это не одно и то же! Буддист погружён в себя и занят выстраиванием внутреннего порядка. Ленинец не поглощён рефлексией, он трудится над народным счастьем. Счастье ленинцу нужно, очень нужно, причём для всех. Если сравнивать с темпераментами, то все последователи культа Будды должны быть флегматиками и меланхоликами, а последователи культа Ленина - холериками и сангвиниками. Настроения этих культов разнятся не меньше, чем эти темпераменты... Не в коем случае не стоит путать темперамент с характером и, тем более, мировоззренческими установками. Темперамент - параметр во многом чисто биологический, связанный с устройством нервной системы и активностью желез внутренней секреции. И тем не менее темперамент - это биологическая основа для характера и для мировоззренческих установок. Если бы меня попросили максимально кратко объяснить разницу между темпераментами, то я взял бы за основной критерий такой, как отношение к жизни... Жизнь для холерика - борьба. Для сангвиника - радость. Для флегматика - порядок. Для меланхолика - страдание. Культ Ленина - это культ борьбы и радости. Культ Будды - это культ порядка и страдания. Оба культа любят человека, но к жизни и к миру относятся по разному. Культ Ленина жизнелюбив и активен, мир для него - мастерская, огромное поле деятельности. Культ Будды жизнь только терпит, он склонен к пассивности и созерцанию, а мир для него - это храм.
Напоследок скажу про своё личное отношение к культам вообще и к этим в частности. Для меня ни один культ не может быть образцом, так как приверженность к любому из культов и неизбежно вытекающий отсюда догматизм является определённым проявлением незрелости. Лично я не исповедую ни один из культов. Но это не означает, что все культы являются равнозначными явлениями. Есть культы откровенно деструктивные - это, в первую очередь, различные секты и то, что иногда называется называется нерелигиозными культами, к которым некоторые исследователи относят такие явления, как тренинги "личностного роста", "женственности/мужественности", "мотивационные тренинги" и.д. Есть культы относительно нейтральные. Рассматриваемые культы являются в целом конструктивными. Ленинцы (которые сейчас воспринимаются в обществе коммунистами) обычно бывают честными и порядочными людьми. Буддисты зачастую очень милы и действительно доброжелательны. И те и те далеки от циничного, потребительского отношения к жизни и к людям. Я тепло отношусь к этим группам населения. Если говорить о культе Будды, то ему в плюс стоит поставить и терапевтический эффект, который он может оказывать на некоторых людей. Тревожные расстройства и излишняя возбудимость действительно могут быть подкорректированы философией буддизма и его практиками. Культ Ленина в настоящее время практического применения не имеет в силу того, что сам по себе этот культ в целом погиб вместе со страной, которая официально его исповедовала. У него остались сторонники - люди преимущественно старшего поколения, люди, чьи права и чувства сейчас остались ущемлёнными. Ну и, как мне кажется, этап увлечения культом Ленина (чаще теперь уже Сталина) проходят многие молодые коммунисты, хотя прийти к коммунистическим убеждениям можно и без всяких культов. Аналогично - не обязательно рядиться в смешные одежды и учиться сидеть в позе лотоса для того, чтобы приобщиться к философии буддизма - для этого надо лишь внутренняя работа. Ни концепция коммунизма (тут, наверное, уместнее сказать "диалектического материализма"), ни философия буддизма не требуют от человека догматичной веры, ритуалов или инициации, а потому имеют достаточно косвенное отношение к тем культам, которые произошли от них.
Б. Мединский
7.10.18
https://vk.com/borismedinskiy